Экономический кризис в Алматы: положение мам в 2007-2009 гг
Отсчет для экономического кризиса в Казахстане можно начинать с конца 2007 года. Население еще ничего не почувствовало, но компании уже начали говорить о снижениях заработных плат и отказе от премий. В 2008 году многие уже четко стали ощущать на себе мировой кризис, а в 2009 году материальное положение многих семей значительно ухудшилось.
Это подтверждают цифры регулярного исследования компании COMCON среди мам Baby Index, проводимого в Алматы:
Самооценка материального положения семьи
По данным исследования Baby Index, в 2007 году большинство респонденток (75%) считали свое материальное положение выше среднего и могли позволить себе самые разные дорогостоящие покупки. В 2008 году доля опрошенных с материальным положением выше среднего существенно снизилась (51%), а уже в 2009 году только 39% мам сочли свои финансы на уровне выше среднего.
В то же время существенно растет число тех, у кого финансовое положение позволяет покупать питание и одежду, но на бытовую технику уже не хватает. Если в 2007 году об этом говорила каждая пятая опрошенная мама (18%), то в 2008 году – уже каждая третья (37%), а в 2009 – практически половина (45%) респонденток отнесла себя к среднему уровню доходов.
Я вот тоже кризис не особо чувствовала раньше. Потом на работе сказали, что заплату урезать начнут (хотя я тоже откладывала денежки заранее, ну чтобы годик или два хватило). Правда, нам так и не урезали зарплату, но на излишество теперь не рассчитываю, в смысле на то, что с фирмы может быть подарок или премия (и у нас уже давно нет).
Потом мама сказала, что ей зарплату сокращают Теперь вот мужа коснулось, он торговый агент, и зарплата от продаж зависит, а продажи нынче упали - следовательно зарплата существенно сократилась.
Недавно сестра двоюродная уволилась с работы, т.к. весь завод развалился, работы нету... (цитата из обсуждения на форуме для мам «Карапуз.kz», 2008)
Собираетесь ли Вы отдавать ребенка в детский сад?
В следствии общего снижения благосостояния, многие мамы были вынуждены пересмотреть свои расходы, в том числе и на ребенка. Так, по результатам исследования Baby Index, значительная часть мам отказалась от идеи частного платного детского сада.
В 2007 году более половины опрошенных мам (56%) были намерены отдать ребенка в платный детский сад, и только пятая часть респондентов (21%) собирались в государственный садик. В 2008 году ситуация резко меняется, в государственный садик предполагают устраивать своих детей более половины мам (53%) и только треть мам (32%) заявляют о намерении отдать ребенка в частный детский сад. 2009 год продолжает кризисную тенденцию.
На форуме все чаще расспрашивают о процедуре оформления ребенка в государственный садик, выясняют условия для детей и способы туда попасть.
Кто делает основные покупки для ребенка – игрушки?
В покупках некоторых категорий детских товаров, таких как игрушки, на помощь родителям приходит старшее поколение (бабушки и дедушки), беря часть расходов на себя. Доля мам, покупающих игрушки своим детям не изменяется, несмотря на финансы, а вот пап, покупающих игрушки стало меньше.
А по мне, так до сих пор чувствуется кризис, экономить больше приходится... этой же зарплаты теперь нам не хватает вовсе. Игрушки детю в основном бабушки покупают, одежду и всё остальное сами. Экономим, но на себе...
По поводу помощи со стороны родителей, обычно мы их выручали, теперь они нас обеспечивают иногда продуктами и при необходимости занимают в долг...
(цитаты из обсуждения на форуме для мам «Карапуз.kz», 2010 год)
Снижение объемов потребления детского питания
Суммарные объемы потребления детского питания снизились. Но не на всех категориях мамы экономят одинаково. Так, объемы потребления трудно заменимых категорий, таких как заменители грудного молока (ЗГМ) и детские каши остаются неизменны. В то время как фруктовые, овощные пюре и детские соки мамы предпочитают готовить самостоятельно или совсем отказаться от их использования.
Таким образом, мировой кризис оказал значительное влияние на казахстанские семьи. Многим пришлось отказываться от расходов на предметы роскоши и более тщательно планировать семейный бюджет. Расходы на детей также уменьшились, родители стали переключаться на более дешевые услуги и отказываться от дорогостоящих категорий детского питания.
Примечание. Baby Index – это регулярное исследование потребительского поведения, стиля жизни и медиапредпочтений мам детей до четырех лет. В Казахстане опрос проводится компанией Comcon в Алматы, дважды в год, число опрашиваемых – 400 мам с детьми до 4 лет.
Авторы: Крайнова Виктория, Серополова Елена специально для портала "Карапуз.kz"
- Добавлена: 03.06.2010
- Оценка: 0.0/10 (289)
Оцените данную статью по 10 бальной шкале:
-
КОММЕНТАРИИ
