Давай дружить!

Давай дружитьПримерно в 2 года или чуть раньше малыши начинают интересоваться друг другом. Их может заинтересовать сосед по песочнице или ребенок вашей подруги, малыш соседей по даче, просто случайно проходящий мимо карапуз. Малышей важно научить весело играть вместе и соблюдать простые правила: не драться, не отнимать чужие игрушки, давать поиграть своими, если попросят. Ребенок к 3 годам получил с вашей помощью эти навыки? Значит, считайте, что первый шаг на пути к умению ладить с людьми он уже сделал.

Начните с себя

1. Подумайте о том, как вы в целом относитесь к людям. Свойственно ли вам оценочное мышление. Делите ли вы людей на плохих и хороших, умных и глупых и т.д. Помните, что кроха настроен на вашу волну и буквально с молоком матери впитывает отношение к миру. Если вы постоянно ворчите, критикуете и оцениваете окружающих, можете не сомневаться, что ребенок усвоит вашу привычку и сам вскоре превратится в маленького судью всем и вся. А если вы делаете все для того, чтобы поддерживать в малыше естественный интерес к жизни и к тем, кто встречается ему на жизненном пути, он, в конце концов, заразится вашим человеколюбием.

2. Проанализируйте ваши взаимоотношения с близкими людьми. Посмотрите на свою семью глазами вашего ребенка. Что он видит ежедневно? Мама и папа любят друг друга, уважают, стараются радовать и не обижать. Вы дарите вашему малышу ласку, тепло, заботу. У вас в доме всегда весело, часто приходят гости, из кухни доносятся манящие ароматы. Или дела обстоят совсем иначе? Ребенок не может относиться к людям позитивно, если у него дома принято по-другому.

3. Работайте над тем, чтобы ваш кроха четко усвоил правила поведения в обществе и ключевые запреты. Учите его, что громко кричать, перебивать взрослых, устраивать истерики, хватать без разрешения чужие вещи, драться или говорить грубые слова недопустимо ни при каких обстоятельствах.

4. Поймите сами и постарайтесь передать вашему малышу осознание того, что люди не бывают исключительно положительными героями или, наоборот, законченными негодяями. К примеру, если на детской площадке мальчишка бросается песком, возможно, ему просто никто не показал, как с песком интересно играть. Подойдите к маленькому агрессору и предложите, к примеру, построить из песка замок или поиграть вместе в догонялки.

Учимся ладить друг с другом

Если вы в целом настроены позитивно к окружающим и учите вашего кроху находить общий язык с каждым, вас тем не менее могут беспокоить некоторые типичные ситуации, которые возникают в процессе общения между людьми.

Ситуация: ДРУГ ВАШЕГО РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ С МЕНЬШИМ ДОСТАТКОМ

Опасения родителей. „Вдруг наш малыш чем-то расстроит или спровоцирует детей из менее обеспеченной семьи и тем самым настроит его родителей против вас?”

Решение. Дошкольники неспособны оценивать чей-то достаток. И, даже, если кроха говорит что-то вроде: „Смотри, какая у меня модная игрушка, а у тебя такой нет и не будет”, он лишь повторяет то, что услышал от своих родителей. Избегайте обсуждений чужого благосостояния в присутствии ребенка. Научите малыша ценить игрушки и вещи не за стоимость и этикетку, а за функциональность, полезность и красоту.

Ситуация: ВАШ РЕБЕНОК ОБЩАЕТСЯ С МАЛЫШОМ ВАШИХ БОЛЕЕ ОБЕСПЕЧЕННЫХ ДРУЗЕЙ ИЛИ ЗНАКОМЫХ

Опасения родителей: „Вдруг наш маленький будет чувствовать себя обделенным и расстроится, что у него нет тех или иных вещей?”

Решение: В целом здесь действует то же правило: сфокусировать внимание вашего ребенка не на ценности вещей, а на ценности самого общения.

Ненавязчиво рассказывайте малышу о том, какой его друг интересный собеседник, как много стихов он знает, как он хорошо поет и какую красивую поделку смастерил маме к 8 Марта.

Ситуация: ВАШ МАЛЫШ ПОДРУЖИЛСЯ С РЕБЕНКОМ ИЗ СЕМЬИ, СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ КОТОРОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ВАШИХ

Опасения родителей: „Вдруг наш малыш научится от друга плохому?”

Решение: Умерьте свой снобизм. Не всегда ребенок стремится играть и общаться только с детьми ваших друзей из вашего круга. Малышу может понравиться кто-то на детской площадке, или ребенок соседей по даче, или сын или дочка нашли себе друзей на пляже и т.д. Такой друг вполне может обладать какими-то привычками, которых вы бы не хотели видеть в своем малыше или которые вам попросту неприятны. Например, употребление нецензурной лексики, некультурное поведение за столом, агрессия к окружающим, жестокость к животным и множество других нюансов.

Главное — помнить о том, что даже если ребенок и имеет какую-то из вышеперечисленных привычек, это не значит, что он плохой и не достоин вашего внимания. Тем более, раз ваш малыш с ним подружился, значит, чем-то этот карапуз его заинтересовал! Можете сказать гостю: „У нас нельзя ругаться, толкаться, кричать, есть руками из тарелки и т.д. Такие у нас порядки, и за их нарушение следует наказание”. И сказать это надо так, чтобы никаких возражений и вопросов не возникало. Для детей до 3 лет можно использовать приемы сказкотерапии. Придумайте историю с отрицательным героем, который всем говорил плохие слова, или громко кричал в лесу, или мучил животных. Его за это никто не любил и не хотел с ним играть, а потом он исправился, и все сразу с ним подружились. Эмоционально и с выражением расскажите эту сказку обоим детям — эффект превзойдет все ваши ожидания! Если все ваши методы не действуют и вы видите, что ваш кроха словно околдован новым приятелем и все за ним повторяет, стоит задуматься над тем, чего же не хватает вашему ребенку у вас в семье. Что именно привлекает его в друге — поговорите с ним об этом, подробно все выясните. Почему он забывает в его присутствии все родительские запреты? Может, вы слишком туго закрутили гайки и ни в чем не даете ему послабления?

Ситуация: ВАШИ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ТЕХ, КОТОРЫХ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ ВАША ПОДРУГА И ЕЕ СЕМЬЯ

Опасения родителей: „Вдруг ребенок друзей дурно повлияет на моего и заразит своими „неправильными” привычками?”

Решение: Одни воспитывают чадо в строгих патриархальных традициях с применением классических наказаний в виде шлепков по попе и запретов, а другие растят ребенка во вседозволенности, полагаясь на современную японскую систему воспитания: до 5 лет никаких запретов. Вот и выходит, что два ребенка, представители одного социального круга, ведут себя по-разному. Если малыш подружился с ребенком из семьи с принципами, противоположными вашим, будьте готовы к тому, что последний станет вести себя не так, как вы учите свое чадо. Ваш ребенок при этом может удивиться такому ходу событий: почему мне нельзя так себя вести, а ему можно? Объясните просто: у него дома так принято, а у нас — нет. В своем доме вы вправе требовать соблюдения ваших правил, и это не должно вызывать раздражения у родителей другого ребенка. Если вам категорически что-то не нравится, поговорите с ними. Но прежде чем доводить до этого, попробуйте занять детей чем-то интересным, научите их весело играть вместе!

И пусть со временем у вашего малыша появятся верные друзья, кому можно будет по-настоящему доверять!

Праздник непослушания

Запретный плод сладок, поэтому устраивайте иногда праздники непослушания. Например, объявите день громких звуков. Вместе громко пойте, кричите, топайте и т.д. Лучше всего, конечно, где-то в лесу или на даче, чтобы не мешать соседям. Или можно устроить праздник грязнуль и замарашек: целый день есть руками, громко чавкать, ходить чумазыми. А вечером помыться в ванне с пеной и вместе посмеяться над весело проведенным днем. Такие игры позволяют ребенку прикоснуться к тому, чего в повседневном существовании делать нельзя, и являются профилактикой непослушания и нарушения правил.

Автор: Ирина Корабельникова

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", сентябрь 2010




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ
  1. 15.12.2010 01:28:54   Наталья

    особенно понравилось о празднике непослушания


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Воспитание детей"