Темперамент с пеленок

Темперамент дается человеку с рождения. Изменить его нельзя, но вот научиться понимать и считаться с ним нужно.

От свойств нервной системы, а, другими словами, от темперамента маленького человека и будет зависеть его характер, способ проявления эмоций, умение осваивать новые знания, склонность к определенному виду деятельности. Обычно ребенок наследует темперамент одного из родителей или в равной степени берет черты от каждого. Поэтому в одной семье возможно появление детей с различными типами темперамента.

Ну и типы!

Темперамент ребенкаПо мнению древнегреческого врача Гиппократа, ведущий тип темперамента зависит от преобладающей в организме человека жидкости (красной и черной желчи, горячей крови, холодной слизи). В соответствии с этим он разделил людей на 4 типа.

ХОЛЕРИК

(от греч. chole — „желчь”)

Тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный.

Положительные черты: активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь.

Отрицательные черты: вспыльчивость, агрессивность, склонность к конфликтам, злопамятность, частая смена настроения, склонность к авторитарности.

САНГВИНИК

(от греч. sanguis — „кровь”)

Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный.

Положительные черты: активность и подвижность, быстрая адаптация к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, оптимизм, выразительная речь, богатая мимика и жесты, авторитетность и лидерство.

Отрицательные черты: отсутствие усидчивости, непостоянство и ненадежность, рассеянность, неумение держать слово, отсутствие целеустремленности, неспособность к монотонной и продолжительной работе.

ФЛЕГМАТИК

(от греч. phlegma — „слизь”)

Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, инертный.

Положительные черты: спокойствие и способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, обязательность и высокая работоспособность, целеустремленность и настойчивость.

Отрицательные черты: пассивность, малоподвижность, тяжесть „на подъем”, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм.

МЕЛАНХОЛИК

(от греч. melas — „черный”, chole — „желчь”)

Тип нервной системы: слабый, неуравновешенный, инертный.

Положительные черты: чувствительность и способность к сочувствию, сердечность, тонкая восприимчивость и доброжелательность, исполнительность в работе.

Отрицательные черты: ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость и необщительность, инертность и излишняя пассивность.

Разберемся?

Наиболее точно определить тип темперамента можно лишь к 3–4 годам.

В чистом виде меланхолики с холериками встречаются редко. Обычно в каждом из нас есть все четыре типа. Главное — определить главенствующий. Именно на его базе происходит формирование характера и поведения.

Определить, какой тип темперамента преобладает у вашего ребенка, не сложно. Вспомните его основные качества, а также воспользуйтесь психологическим тестом (см. в конце страницы).

Мой ребенок...

ХОЛЕРИК

Его основной принцип — „Хочу все и сразу!”

Частая смена настроения и эмоциональная нестабильность — вот основные признаки холерика.

В раннем детстве холерический темперамент проявляется в непрекращающемся крике по поводу и без. Дети-холерики неутомимы в поиске. Им быстро все надоедает, их психика постоянно требует новых впечатлений. Маленький холерик — неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Часто преподносит себя в качестве лидера, навязывая свое мнение окружающим. Речь холерика отрывистая, быстрая, с проглатыванием отдельных слов, однако выразительная и эмоциональная. Движения стремительные, резкие, энергичные. Новую информацию усваивает легко и быстро, но уже на следующий день все забывает. Легко адаптируется к новой обстановке. Малыш имеет склонность к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения и понимания. Круг его знакомых чрезвычайно широк. Искренне считает, что его мнение — единственно правильное. Дети-холерики не умеют терпеть, ждать и сдерживать свои эмоции. Засыпают холерики долго и с трудом после перевозбуждения от полученных в течение дня впечатлений. На любые наказания отвечает замкнутостью или агрессией.

Ваши действия: направляйте энергию ребенка в нужное русло, помогите найти интересное хобби или увлечение; не допускайте перевозбуждения нервной системы малыша; чередуйте подвижные и активные действия со спокойными занятиями; нельзя приказывать и кричать на малыша, разговаривать с ним грубо, применять физическую силу; ни в коем случае нельзя провоцировать и поощрять вспышки детской агрессии и гнева. В таких случаях спокойно объясните ребенку, что своим поведением он только все усугубляет; ребенку обязательно нужно заниматься спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Так неуемная энергия холерика будет направлена на физическое развитие, а излишняя агрессия — на достижение высокого спортивного результата.

САНГВИНИК

Его основной принцип — „Я тебе верю, а ты мне?”

Ребенок-сангвиник дружелюбный, жизнерадостный и при этом довольно покладистый и рассудительный. Сангвиник обожает новых людей и новые места, без труда заводит знакомства. По статистике, именно среди людей этого типа больше всего путешественников и искателей приключений. Любопытство детей-сангвиников не знает границ. Ребенок готов заниматься всем сразу, не обращая внимания на качество исполнения. Часто бросает дело, не закончив. Тем не менее легко и быстро усваивает полученную информацию. Им свойственен нарциссизм и самолюбование. Такие детки часто требуют от родителей покупки самой дорогой и модной одежды. Хитрость, лживость и изворотливость также им присущи. Ребенок-сангвиник не боится трудностей, легко переживает неудачи. Без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Это делает малышей лидерами среди сверстников. Речь у сангвиников связанная, правильно поставленная. Засыпают детки без лишних уговоров и спят, как говорится, без задних ног. На наказания ребенок реагирует спокойно, не обладая злопамятностью.

Ваши действия: главное — научить ребенка выполнять обещания и держать данное им слово; не ленитесь напоминать ему о незаконченных делах; контролируйте ход выполнения работы, обращайте внимание ребенка на качество и аккуратность действий; с ребенком-сангвиником нужно быть очень осторожными и умеренными в похвале, в случае перебора с комплиментами у таких детей быстро развиваются склонность к завышению самооценки и зазнайство; не пытайтесь быть с малышом слишком серьезными. В вашем случае предпочтительнее принцип легкого и равноправного общения; внимательно выбирайте вид спорта и увлечение для малыша — оно должно быть интересным для него. Оптимальны секции по игровым и командным видам спорта и театральные кружки.

ФЛЕГМАТИК

Его основной принцип — „Я все сделаю, только чуть позже!”

Флегматиков отличают стабильность и упрямство. Такие дети всегда невозмутимы и спокойны. Уже на первом году жизни они способны подолгу развлекать себя сами, разглядывая хорошо знакомую книжку или играя с собственными пальчиками. В отношении к еде и перемене места обитания малыши проявляют консерватизм. Тяжело адаптируются к детскому саду и новому коллективу. Скупы на слова и действия. Тяжело вступают в социальные контакты.

Такому ребенку свойственны хоть и небыстрое, но длительное и качественное запоминание, усидчивость, выносливость, он приспособлен к монотонным и однообразным действиям. Нередко в школе таких детишек называют „зубрилками”. Дети-флегматики не являются лидерами. Самостоятельные решения принимать не любят, предпочитая быть ведомыми. В то же время они очень дотошные. Имеют свое четкое мнение. Свои решения они не меняют. Флегматики не умеют врать и быть тактичными, из-за этого часто попадают в неловкие ситуации. Малыши весьма доброжелательны, стараются не вступать в конфликты. Не любят спорить и дискутировать. К предстоящему событию готовятся долго, настраиваясь на действие и постоянно откладывая все на потом. В итоге делают все в последний момент, иногда кое-как. Его речь неторопливая, тихая, без жестов и мимики. Его слова просты и часто повторяются. Ребенок-флегматик быстро и спокойно засыпает, но просыпается не сразу. Чтобы прийти в себя, ему требуется время, в течение которого он ходит сонный и недовольный.

Ваши действия: в воспитании флегматика нужно ориентироваться на темп, который присущ именно вашему малышу. Будьте терпеливы, не торопите ребенка и не кричите на него; одновременно не позволяйте крохе быть слишком медлительным и откладывать дела на потом, с самого начала учите его рационально использовать свое время; не заставляйте его соревноваться с более активными или старшими детьми. Ваша настойчивость может привести к психологической травме; никогда не ругайте кроху (особенно при людях) за его излишнюю осторожность или медлительность; не позволяйте малышу часами засиживаться за одним делом, предлагайте ему делать короткие перерывы или периодически менять направленность занятий; приучайте ребенка принимать самостоятельные решения, держать слово и брать инициативу в свои руки; прививайте малышу навыки общения в коллективе — посещайте развивающие курсы, детский сад, чаще вместе с ровесниками крохи гуляйте на детской площадке; из спортивных занятий предпочтительны плавание, легкая атлетика и шахматы.

МЕЛАНХОЛИК

Его основной принцип — „Мне не весело, потому что мне грустно!”

Застенчивость, робость и нерешительность — основные свойства характера. В раннем детстве это выражается в плаксивости, привязанности, трусливости. В дальнейшем к ним добавляются стеснительность, обидчивость, мечтательность. Из-за нестабильности нервной системы малыша расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Бороться с ним, а тем более злиться на такое его поведение категорически запрещено!

С меланхоликами надо быть нежными, спокойными, контролировать свои слова и поступки. Ведь последующая реакция может быть весьма плачевной. Слезы у таких деток — обязательный атрибут. Такие малыши отзывчивы, жалостливы, сентиментальны, ранимы, долго переживают любые потрясения. Сильные нервные расстройства могут стать даже причиной болезни — например, температуры, поноса или потери аппетита. Такие детки настоящие трусишки, они боятся всего. Тяжело адаптируются к новому коллективу. Не лидеры, часто замыкаются в себе. Наказание воспринимается как трагедия. Даже в столь юном возрасте это может привести к дисбалансу их психики. При возникновении конфликтов умственные и физические способности резко снижаются, дети начинают занижать свои возможности. Запоминание новой информации меланхоликам дается с трудом. Из-за рассеянности внимания малыши постоянно отвлекаются и не могут сосредоточиться на начатом деле. Детки-меланхолики устают от любой деятельности, будь то игра, чтение или физкультура. Речь у меланхоликов тихая, неуверенная, но грамотная и богатая. Очень тяжело засыпают и просыпаются с трудом. Несмотря на такой характер, детки-меланхолики остаются одними из самых творческих и понимающих натур. Они обладают поразительно тонким вкусом и хорошим слухом. Из них наверняка вырастут художественные эстеты, ресторанные гурманы и прирожденные музыканты.

Ваши действия: главное в воспитании детей-меланхоликов — не усугублять их частое „плаксивое” настроение. Разговаривая с малышом, не употребляйте резких и унизительных выражений. Никогда не кричите на такого ребенка, ваше настроение может загнать кроху в „ступор” или спровоцировать стрессовую для него ситуацию; чаще выражайте любовь, внимание и терпимость; не скупитесь на ласковые слова, хвалите и поощряйте даже незначительные успехи; чаще объясняйте ребенку, что в мире не все такое серое, как ему кажется. Давайте повод для смеха, не акцентируйте его внимание на печальных событиях; никогда не называйте малыша „плаксой”. Никогда не ругайте его в присутствии других детей или взрослых; поощряйте проявления самостоятельности, активных действий и попытки принятия собственных решений. Давайте малышу несложные поручения; при выборе обучающих программ в первую очередь ориентируйтесь на высокие интеллектуальные способности крохи и его усидчивость; ребенок, скорее всего, не станет спортсменом, поэтому любые занятия должны быть не в тягость. Малышу больше всего подходят уроки в музыкальной или художественной школе.

Тест „Какой тип темперамента у вашего малыша?”

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, разговорчивость, общительность, склонность к риску и лидерству.

б) Спокойствие, рассудительность, сдержанность, миролюбие.

в) Энергичность, неугомонность, вспыльчивость, возбудимость, целеустремленность.

г) Тревожность, пессимизм, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие свои эмоции малыш проявляет наиболее часто и сильно?

а) Удивление, радость и смех.

б) Нет бурных реакций, преобладают положительные эмоции.

в) Злость и гнев.

г) Грусть, растерянность, страх.

3. Какова обычная реакция ребенка на наказание?

а) Спокойная, быстро все прощает.

б) Без эмоций, будто не заметил.

в) По-разному: от спокойной до бурной, с криком и протестами.

г) Замыкается, долго хранит обиду, бывают и истерики, и слезы.

4. Как малыш ведет себя в нестандартных ситуациях?

а) Ему любопытно, преобладает положительное отношение.

б) Как обычно, сохраняет спокойствие и равнодушие.

в) Пытается сопротивляться, высока потребность вернуться к старому.

г) Пытается убежать, избегая этого события.

5. Какие игры предпочитает?

а) Любые, интересные для него.

б) Спокойные, уединенные.

в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

г) Любые, но только с близкими.

6. Общителен ли ваш ребенок?

а) Да, он любит общество детей и взрослых, легко знакомится.

б) Нет, он предпочитает одиночество либо общение в хорошо знакомой компании.

в) Да, но предпочитает общество единомышленников или зрителей.

г) Нет, любит одиночество и общается лишь с близкими.

7. Как ведет себя среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Он — душа компании, лидер.

б) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

в) Сверстники относятся к нему по-разному, но сам считает себя лидером.

г) Неавторитетен среди детей.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Все зависит от обстоятельств.

9. Как быстро ребенок запоминает прочитанный ему текст? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает все целиком и долго помнит.

б) Медленно, но запоминает все, почти не забывает.

в) Очень быстро, запоминает в основном детали, быстро все забывает.

г) По-разному, чаще всего хорошо запоминает детали.

10. Как быстро ребенок устает от какой-либо деятельности, какой у него уровень утомляемости?

а) Устает в соответствии с занятиями, уровень — средний.

б) Долго не устает, уровень — низкий.

в) В зависимости от эмоций, уровень — средний, но чаще высокий.

г) Быстро устает, уровень утомляемости — высокий.

11. Какова речь малыша?

а) Выразительная, связанная, богатая мимикой и жестами.

б) Медленная, невыразительная, без проявления эмоций, часто бурчит себе что-то под нос.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, переходящая в крик, часто торопится, глотая слоги и слова.

г) Речь выразительная, но какая-то тихая и неуверенная.

12. Легко ли малыш усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.

б) Навыки формируются с трудом, но надолго.

в) Легко, но делает только то, что для него интересно.

г) Быстро, но неустойчиво, может быть остановка в развитии или регресс при стрессе.

13. Какие движения преобладают?

а) Уверенные, точные, ритмичные.

б) Аккуратные, неторопливые, манерные.

в) Порывистые, резкие, эмоциональные.

г) Неуверенные, неточные, суетливые.

14. Какие особенности сна у вашего ребенка?

а) Хорошо засыпает, спит крепко, просыпается быстро.

б) Засыпает сразу, спит спокойно, но утром долго приходит в себя.

в) Засыпает с трудом, после долгих уговоров, спит беспокойно, просыпается в разном настроении — то с улыбкой, то со слезами.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый, но долго приходит в себя.

15. Как кроха привыкал к детсаду?

а) Адаптировался легко, быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.

в) Легко привык к новой обстановке, но с трудом выполнял требования взрослых.

г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает тип темперамента — САНГВИНИЧЕСКИЙ.

Если чаще встречаются варианты б), то у малыша преобладает тип темперамента — ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ.

Если чаще встречаются варианты в), то у крохи преобладает тип темперамента — ХОЛЕРИЧЕСКИЙ.

Если чаще встречаются варианты г), то у карапуза преобладает тип темперамента — МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ.

Автор: Анна Федулова

Источик: Журнал "Лиза. Мой ребенок", сентябрь 2010




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Воспитание детей"