Душевное равновесие мамы

Вряд ли кто­-то скажет маме, с обожанием глядящей на своего новорожденного кроху, что в ближайший год ее главная задача — сохранить свою собственную целостность, остаться самодостаточной личностью. А на самом деле это правда!

Мама, носящая кроху под сердцем, ощущает, как внутри нее зреет нежность к маленькому существу. Проходя мимо детских площадок, беременная изучает пухлых малышей в песочнице. И с недоумением рассматривает кричащих на них родителей: „Разве так можно с детьми? Воспитывать нужно лаской и объяснениями”. Будущей маме кажется, что жить с ребенком так же приятно и просто, как прочитать книжку о психологии детско­-родительских отношений. Она уверена, что сама ни за что не превратится в вечно уставшую, с перекошенным от ярости лицом, кричащую на ребенка даму.

Откуда эти перемены?

Но вот малыш родился. Проходит год. Любимый младенец делает первые шаги. Встречается с первыми запретами, устраивает первые „концерты”. Жизнь с подвижным бегунком постоянно ставит маму в тупик: почему он не отпускает меня от себя даже в туалет? почему, как только приходит бабушка, начинаются капризы? почему не понимает с первого раза? почему плохо спит по ночам и не ест кашу? почему он все чаще меня раздражает? как пережить порчу мебели, обоев и телефона? где она, гармоничная и радостная жизнь? Мама все чаще срывается на ребенке, когда он что­-то сделал не так. Ругается выскакивающими из глубин подсознания фразами. И переживает, чувствуя, что все могло быть по­-другому.

Известный английский психиатр и психоаналитик Д. В. Винникотт в своих книгах и лекциях уделял достаточно много внимания особенностям взаимоотношений с детьми младенческого возраста. Основную задачу родителей в этот период он видит в одном: сохранить собственную целостность, не разрушиться, в буквальном смысле слова уцелеть! Сохраниться физически, ведь от многих переживаний приходят и многие болезни. Сохраниться психологически — то есть всегда демонстрировать зрелое и уравновешенное поведение, подобающее взрослому человеку. Сохраниться как супругам, потому что благополучно развиваться маленький ребенок сможет только при нормальных отношениях между мамой и папой.

Удерживая в голове эту сверхзадачу по сохранению личностной целостности, попробуем поразмышлять, какие знания и навыки помогут нам ее выполнить.

Особенности возрастного развития ребенка

Двухлетнего малыша привели в храм. Он ходит вокруг мамы и громко лепечет. Слышится строгий шепот родителей: „Замолчи немедленно!” Налицо несоответствие между возможностями карапуза и ожидаемым от него поведением.

Раньше понимание того, что можно требовать от младенца в том или ином возрасте, приобреталось матерями спонтанно, за период собственного детства и юности. Под одной крышей жила большая семья, объединяющая несколько поколений. Соседи чаще общались друг с другом. Бабушки принимали больше участия в воспитании внуков. Теперь зачастую эти знания необходимо приобретать осознанно.

Какую литературу можно порекомендовать? Марта и Уильям Сирс „Ваш ребенок от рождения до 10 лет”, Ж. Цареградская „Воспитание ребенка от года до трех лет”, „Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания” издательства „Прагматика культуры” и Екатерина Мурашова „Ваш непонятный ребенок”.

А вот краткая информация об основных моментах развития малыша после года.

1. Освоение всего разнообразия движений.

Кроха учится не только ходить. Он стремится научиться залезать на столы и табуретки, хочет прыгать с дивана, садиться на поверхности разной высоты, ходить вперед спиной, стучать кулаками и ногами. Запрещать ему все это бессмысленно. Нужно учить его делать это безопасно и продумать пространство вокруг него.

2. Инстинкт следования за матерью.

Малыш хвостиком увязывается за мамой, куда бы она ни шла. Переживает и даже может расплакаться, если она недоступна, а дверь в ее комнату закрыта. Ему нужно видеть и слышать ее рядом, иметь возможность имитировать ее деятельность. Он изучает мамино отношение к событиям, к людям, к жизни. Познавая свою мать, он встречается с фактом существования других людей на планете, со всеми, кто не Он­-сам. Общение с посторонними малыш тоже хочет выстраивать через маму — так зарождаются социальная адаптация и коммуникативные навыки. Отдалять от себя младенца на этом этапе развития бесполезно. Он будет тянуться к вам, как ягненок к ручью в знойный день. Иногда можно подумать, что кроха не дает вам жить своим вечным присутствием рядом. „Иди поиграй во что­-нибудь!” Но он лишь следует своей внутренней потребности, запрограммированный идти к самостоятельности через такой непростой для вас период.

3. Стадии отделения от матери.

Как только кроха научится ползать, он постоянно будет испытывать противоречивые порывы: удалиться от матери для исследования окружающего мира и невозможность физически выжить без взрослого. Малыш убегает от мамы — и сразу плачет, как только потерял ее из виду. Он ходит вокруг нее кругами, попадая в новое место, и постепенно увеличивает радиус удаления. Его окрыляет сознание собственного могущества („Вот возьму и убегу вперед от вас!”) и ранит любое ограничение этих подчас небезопасных побегов. Психологическое отделение от мамы происходит постепенно: вначале кроха осознает себя и ее как одно целое. Затем на первом году жизни проходит несколько этапов (они знаменуются кусаниями груди, первым непослушанием). На втором и третьем году жизни сепарация от матери прослеживается через лексикон младенца и завершается появлением в его речи местоимения „я”. Малыш узнает себя через противопоставление самым близким людям. Осознание этого и понимание происходящего в становлении психики ребенка — залог гармоничного развития его личности. Иначе можно сильно навредить и себе, и ему, и вашим отношениям, борясь с мнимым и не всегда понятным непослушанием.

4. Ступеньки освоения „горшочных дел”.

Этот аспект развития становится настоящим открытием для родителей, потому что мало кто из них наблюдал его до рождения собственного малыша. Между тем именно неудачи в приучении к горшку вызывают наибольшее раздражение. Для обретения душевного равновесия советуем запомнить логику малыша.

* Ребенок проявляет стойкий интерес к продуктам своих выделений. Это нормально. Таким образом он всего лишь изучает свое тело и его возможности.

* Он любит уединяться для дефекации или опорожнения мочевого пузыря.

* Кроха может даже попробовать на вкус свои выделения.

* Он требует возможности наблюдать, как ЭТО делают взрослые.

* Ребенок не хочет писать в свой горшок, видя, что другие „ходят” в унитаз.

* Он учится контролировать мочеиспускание через задерживание струи, через порционное опорожнение.

* Малыш не хочет отрываться от игр и понемногу мочит штанишки, отказываясь от предложений пописать.

Все это — просто этапы развития, а не злонамеренное вредительство и неуважение к родителям. Подробнее о приучении к горшку можно почитать в книге И. Бауэр „Метод естественной гигиены”.

5. Развитие пищевого поведения.

После года основной темой „мамских” разговоров на детской площадке становится плохой аппетит младенца. С чем он может быть связан? Это не проявление упрямства или недоверия вам. Скорее всего, это:

* стремление к самостоятельности в приеме пищи (хочет сам держать ложку и тарелку);

* более глубокое осознание собственных пищевых пристрастий и потребностей;

* интуитивный отказ от неполезных продуктов и требование того питания, которое содержит нужные элементы для сегодняшнего роста;

* противостояние унизительным попыткам накормить силой или обманом;

* отсутствие голода или жажды;

* плохое самочувствие или беспокоящее десны прорезывание зубов;

* следствие родительских ошибок на раннем этапе введения прикорма.

6. Обучение игре.

Ребенок не научится играть без помощи взрослого. Бессмысленно ждать от него долгого пребывания в детской наедине с машинками и пирамидками. Чем больше мы предложим ему игровых шаблонов, тем более интересный досуг он сможет себе организовать сам. И дело не в количестве игрушек. Дело в умении в них „поиграть”.

7. Путаница в поведенческих установках.

Когда малыша воспитывают несколько взрослых, он не всегда понимает, как нужно себя вести. Особенно остро проявляется эта проблема, когда „инструктирующие” взрослые находятся рядом с ребенком одновременно. Противоречивые установки и ожидания загоняют его в тупик и провоцируют бесконечные капризы.

Возрастные особенности поведения — огромная тема. Но стоит изучить ее и проанализировать развитие своего ребенка. Иначе трудно будет удерживаться от окриков, шлепков, сохранять спокойствие при встречах с капризами, непослушанием и требованиями подрастающего карапуза.

Полезные навыки

Формирование моделей родительского поведения происходит постепенно. В этом помогают регулярный самоанализ, супружеская взаимоподдержка, искреннее стремление заботиться о ребенке и конструктивная критика друзей.

Очень помогут при воспитании малыша старше года следующие навыки.

1. Владение собой.

Этот навык необходимо активизировать каждый день заново. Прочтение очередной книги на тему важности самообладания не изменит нас в одночасье. Нужно кропотливо работать над своим характером и его проявлениями, не впадая в расстройство, когда эмоции выходят из­-под контроля и подчиняют себе. Почитайте труды Д. В. Винникотта „Семья и развитие личности. Мать и дитя”, „Разговор с родителями”. Умение терпеть — очень несовременная добродетель. Реклама призывает нас идти на поводу у сиюминутного настроения и ставить собственные интересы в центр жизни. Между тем при воспитании младенца именно терпение поможет нам сохранять взрослость и нежность. Замечено, что при накале внутренних страстей рассудок как бы выключается, выдает серьезные логические сбои в умозаключениях. Из мамы вырываются фразы „Мне такой ребенок не нужен” или „Зачем ты это сделал? Отвечай!” в обращении к не умеющему говорить младенцу. Если бы у взрослого было время подумать, он бы не произнес многие обидные, вредные или несправедливые слова в адрес малыша. Так что примем как инструкцию к действию: „Что начинается, когда заканчивается терпение? Долготерпение!”

2. Грудное вскармливание.

Огромное подспорье в адекватном отношении к ребенку после года — грудное кормление. Мамины гормоны, способствующие выработке молока, усиливают интуицию и понимание логики детского поведения. Чувство нежности к сосущему малышу позволяет быстро справляться со вспышками гнева в его адрес. Большой помощью для гармоничных взаимоотношений является и тот факт, что долго кормящиеся грудью дети уравновешеннее сверстников, не получающих маминого молока. На пути успешного грудного вскармливания вам поможет книга И. Рюховой „Как подарить малышу здоровье. Кормим грудью”.

3. Навыки вежливого общения.

Отдыхая в других странах, мы видим гораздо более доброжелательное отношение к детям. Увы, вежливость, дружелюбие и культура диалога многими из нас утрачены. Навыки нормальных отношений с собственным ребенком приходится приобретать практически с нуля. Но поверьте, оно того стоит! Вам помогут книга Ю. Гиппенрейтер „Общаться с ребенком. Как?” и исследование канадского психоаналитика Г. Ньюфелда „Не упускайте своих детей”.

Автор: Мария Гуданова, член Международной ассоциации консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ)

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", август 2013




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Воспитание детей"