Игры для младенцев

игры с грудничкомОрганизовать игру для своего грудничка бывает непросто даже маме со стажем. Что уж говорить о неопытных... Поможем тем и другим!

В первые дни малыш и мама приходят в себя после родов. В роддоме времени и сил для игр у них точно не будет. Зато дома…

Пестрый мир

Игрушек для младенцев продается достаточно. И все такие красивые, забавные. Наш совет: в первый месяц ограничьтесь теми, что легко моются и не раздражают ребенка.

Новорожденного привлекают яркие цвета: красный, желтый, оранжевый. Однако кроха еще не может долго смотреть на объект: взгляд блуждает.

Для малютки очень важен и размер игрушки. Не стоит демонстрировать крохе медведя величиной с него самого. Пока ограничьтесь игрушками небольших размеров.

На палочке

Зрительному сосредоточению ребенка необходимо учить. Идеальный вариант — прикрепить игрушку к длинной палочке. Тогда в поле зрения ребенка окажется только игрушка. Учтите, что в солнечный и светлый день малыш предпочтет следить за зеленой, фиолетовой или синей игрушкой, а в пасмурный — за красной или желтой.

Уложите малютку на спину. На расстоянии 60–70 см от его глаз расположите игрушку, закрепленную на палочке. Малыш должен сначала ее увидеть и зафиксировать на ней взгляд. Увидел? Начинайте двигать игрушку вправо, влево, вверх, вниз — все это на расстоянии 20–30 см от лица ребенка. Если игры будут регулярными, на 5–6­й день кроха научится следить за игрушкой, движущейся в любом направлении!

Звук и цвет!

Если ребенок, несмотря на все ваши старания, не следит глазами за игрушкой, попробуйте привлечь его внимание колокольчиком. Демонстрируйте его на вытянутой руке, не показывая своего лица. Научившись следить за предметом, издающим звук, малютка будет искать его глазами, едва заслышав знакомую трель. Подобные игры помогут заложить у ребенка основы для развития зрительного и слухового сосредоточения. Той же цели служат музыкальные мобили с движущимися игрушками. Но малютка быстро привыкает к ним и теряет интерес! Приходится менять „ассортимент”. Сделав это, понаблюдайте за крохой. Он тянется к новым игрушкам, широко раскрывает глаза? Отлично! Значит, новая забава привлекла его внимание. Возможно, наибольший интерес вызвала игрушка определенного цвета. Именно он будет вызывать у малыша комплекс оживления (забавные дрыганья ручками и ножками).

В движении

До 3 месяцев приоритетным остается эмоционально-­личностное общение с ребенком. Во время купания, кормления и массажа не молчите, а ласково разговаривайте, играйте с крохой. Пусть он ощущает ваше внимание. Это послужит важным целям:

- развитию общих движений;

- развитию пальчиков;

- активизации зрительных, слуховых и тактильных ощущений у ребенка.

Примерно до 1–2 месяцев пальчики крохи сжаты в кулачки. Пусть вас это не пугает, это естественно! Не стоит насильно разжимать пальчики малыша. Чтобы помочь пальчикам расслабиться, поиграйте с крохой.

„Солнышко”

Ласково приговаривая, погладьте тыльные стороны детских ладошек. Они рефлекторно выпустят пальчики­-лучики. Улучив момент, вложите в правую ручку крохи погремушку. Он тотчас схватит ее. Теперь возьмите руку малыша вместе с погремушкой и скажите: „Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!” Уже через несколько дней кроха сам попытается схватить игрушку и погреметь ею.

„Киса­-мурыса”

Одной рукой удерживая руку малютки, другой мягко про­водите снизу по его ладони, пытаясь раскрыть пальчики. Проявите при этом терпение и осторожность. Наконец ладошка малютки полностью раскроется. По­шлепайте ею по простынке, по одежде, поиграйте в ладушки. Это активизирует тактильные и двигательные ощущения крохи.

Малыш уже научился держать голову, лежа на животике? Поставьте перед ним на расстоянии 1 м яркую игрушку. Когда он сконцентрирует на ней внимание, переместите ее в сторону: „Ой, игрушка убежала!” Малютка повернет следом голову, развернет все туловище. Теперь поставьте игрушку так, чтобы кроха смог до нее дотянуться, сделайте манящий жест и скажите: „Иди, иди сюда, игрушечка!” Ребенок попытается взять ее в руку. Возможно, при этом он начнет гулить. Подбирайте для игр предметы, которые малютка сможет схватить и удержать. Во время захвата слегка потяните за игрушку, вызывая у ребенка мышечное усилие: „Тянем­-потянем!” И так несколько раз.

Прежде чем начать игру, помассируйте руки крохи, приговаривая: „Вот какие пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний, безымянный, мизинчик… А вот ладошка…” Основной прием здесь — легкое поглаживание. Продвигайтесь от кончиков пальцев к запястью с наружной и внутренней стороны кисти, а от запястья — к плечу. Длительность процедур: 5 минут (1 месяц), 10 минут (2–3 месяца). Повторяйте каждое массажное движение 3­4 раза.

Кроха­-звонарь

Если раньше вы располагали игрушки на одном уровне, теперь используйте два. Одну гирлянду с погремушками прикрепите на высоте 60–70 см над грудью ребенка, а другую — на расстоянии 10 см над его животиком. В поле зрения крохи окажется верхняя подвеска. Он ее видит, тянется к ней, но задевает гирлянду из погремушек над животиком, и та издает звук. Он еще не понял, как появился этот звук и почему нижняя гирлянда начала раскачиваться. Малютка замирает, а затем вновь энергично взмахивает ручками. Звук повторяется. Теперь кроха осознает, что все двигается и звучит в результате его действий, и совершает их уже целенаправленно.

„Звонница”

Закрепите на веревочке бубенчики. Подвесьте эту „звонницу” над колыбелью на расстоянии 60–70 см от лица малютки. К веревочке привяжите широкую и яркую атласную ленту, конец которой доступен ручкам крохи. Наклонитесь над колыбелью, заговорите и улыбнитесь малышу. Он тотчас проявит комплекс оживления. А вы возьмитесь за ленточку и приведите в действие весь звучащий комплекс. Если малыш не испугал­ся звона, повторите свое действие. Теперь проведите концом ленты несколько раз по тыльной стороне правой ручки крохи. Она раскроется! Вложите в нее конец ленты. Взяв кулачок крохи, подергайте вместе с ним за ленту, приводя в работу „звонницу”. Скоро малыш сам попытается „звонить”: ухватив конец ленты, начнет приводить в действие свой оркестр.

Счастье в понимании

Потребность произносить звуки у крохи появляется в процессе игр и при любом взаимодействии с вами. Пока малыш бодрствует, разговаривайте с ним, пойте песенки, тетешкайте. Кроха прислушивается к вашему голосу, успокаивается и внимательно следит за выражением лица? Просто чудесно! Значит, он готов вступить с вами в диалог. В процессе такого диалога ребенок подстраивается под вашу интонацию, копирует выражение вашего лица и издает либо отрывистые звуки „кхы”, „гы”, либо протяжно тянет гласные: „а­а­а”, „ы­ы­ы”. Малютка всем своим видом приглашает взрослого к общению: активно двигает ручками и ножками, агукает, строит забавные призывные гримасы. Если вы в ответ наклоняетесь над ним и начинаете говорить, кроха просто сияет от счастья: его понимают, его любят! С каждым днем движения малыша становятся все более ско­ординированными, точными. Он учится согласовывать движения глаз и рук, тренируется в захвате предметов разной величины и формы, подстраивает под них свою кисть.

Киндер­-сюрприз

Любой предмет в руках взрослого может превратиться в увлекательную забаву.

Взять, к примеру, футляры от киндер­-сюрприза. Из них можно сделать массу игрушек. Величину футляров подбирайте сообразно возрасту малютки и размеру его кисти: забава должна удобно располагаться в руке, но не помещаться в рот! Если внутрь яйца вы поместите какую­-то „гремелочку” (горох, фасоль, бусинки), придется футляр обшить тканью. Это даже к лучшему. Если несколько футлярчиков обтянуть разной тканью, получатся отличные тренажеры для развития кинестетических (кожных) ощущений. Подобными тренажерами можно греметь, кидаться, их можно катать, бросать и ловить. Поверьте, для грудничка подобные занятия очень увлекательны!

Разные формы

А теперь возьмем деревянную пирамидку. Перебирая ее колечки диаметром от 5 см и больше, малютка приспосабливает к ним свой кистевой захват, учится манипулировать предметами, перекладывает их из одной руки в другую.

Начиная с 6 месяцев в руки малютки вкладывают предметы неудобной формы: призмы, бруски, цилиндры, кубы. Каждый предмет рассматриваем и обыгрываем.

О любом новом предмете расскажите малышу простыми словами: „Посмотри, какая интересная коробочка! В ней что­-то лежит. Послушай, как она гремит. Давай ее откроем. Сними крышечку. Вот так. Что в коробочке? Шарик! Возьми его в ручку”. Примерно так.

Неизменный восторг у ребенка вызывают шкатулочки, футляры, кастрюльки. Их можно открывать, закрывать, наполнять, можно прятать в них что­-то. Когда эти игры­-манипуляции с домашней утварью будут освоены, можно смело давать малышу матрешку или специальные формы­-вкладыши.

Стройка века

Строительные игры из конструктора — отдельная тема. Малыш может вместе с вами сооружать лесенку, домик, башню, гараж. В детской начинается настоящий строительный бум. Научившись ползать, кроха затащит на свою „стройплощадку” все, что попадется под руку. И квартира превратится в настоящий шедевр раннего детского зодчества!

Побуждаем

Кроха уже пробовал „зеркалить” ваши движения: высовывал язык, жмурился? Прекрасно! Ваши гримасы забавляют малыша, он и сам не прочь их повторить. Например: „Ехали мы, ехали, ехали в Орехово на лошадке вороной: цок, цок, цок. (Вы цокаете языком, а малыш пытается повторить.) Остановим лошадку: тпру!” (С силой дуем, вызывая вибрацию губ.) Подобные игры очень полезны.

Начинайте обучать ребенка цветоразличению до года. Если вы будете без устали называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), уже к году малыш будет их знать. И на вашу просьбу: „Дай красный кубик!” — принесет именно его, а не синий. Цвета отрабатываются и на прогулке („Смотри, какая ЗЕЛЕНАЯ травка, какой КРАСНЫЙ жук, ЖЕЛТЫЙ цветок”). Содержимое гардероба тоже помогает закрепить цветовосприятие (синие брючки, красная кофточка, зеленые штанишки).

У ребенка могут быть свои цветовые предпочтения. Попробуйте продемонстрировать одновременно две игрушки разных цветов (одна — любимого цвета). Малыш раз за разом тянется за одним и тем же цветом? Что ж, все это означает только одно: он научился различать цвета.

Каждое ваше словесное обращение к ребенку должно побуждать его совершать действие. Так идет освоение предметного и глагольного словаря. „Гулять пойдем?” — говорите вы. Малыш в ответ кивает головой. „Надо одеться. Где твоя шапочка? Надевай ее. А где сапожки?” и т.д. Чтобы ребенок смог понять и выполнить вашу инструкцию, систематически повторяйте ее в течение нескольких дней.

То же самое и с играми. Каждому игровому движению, взаимодействию с игрушками и предметами малыша необходимо обучать. И сопровождать эти действия словами. Речь взрослого служит ребенку эталоном. И рано или поздно (лучше, конечно, рано) ваш малыш заговорит, подражая своим любимым маме или папе.

Автор: Елена Карельская, учитель­-логопед высшей категории

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок.", август 2012




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ
  1. 4.10.2012 13:16:54   Мира

    Спс, хочу Своей дочей поиграть, тока мы пока в животе тусуемся )

  2. 28.8.2013 00:50:51   Н.Т.

    спасибо сохранила в закладки


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Психомоторное развитие ребенка"