Сказкотерапия: «Сказочная» помощь

СказкотерапияВсе дети любят сказки. По моему глубокому убеждению, их любят и все взрослые, но не все в этом признаются. Поэтому мне очень жаль, что многие родители считают ненужным читать своим детям сказки. Ведь сказка – это не просто веселое времяпрепровождение и развлечение. Сказка в буквальном смысле слова помогает жить. Она учит, поддерживает, показывает пример. Иногда даже спасает. Например, ребенок может бояться сказочных героев (волка, Баба-ягу, Кощея), хотя на самом деле боится строгих родителей. Но для ребенка очень травматично осознавать, что мама или папа не такие добрые, ласковые, как ему бы хотелось. Вот и спасают его сказочные герои от переживаний, присваивая себе негативные качества родителя.

Но мы сегодня поговорим о том, как сказкой можно помочь малышу. Для начала нужно вспомнить, что детям свойственна такая характеристика мышления, как анимизм (то есть одушевление всех предметов и явлений). А значит, они верят, что все, о чем им рассказывают родители, может происходить наяву, ну ли почти «взаправду». А это очень важно. Ведь для нас, взрослых, бывает очень убедительным, что знакомая Света смогла научиться водить машину. Если она смогла, значит и я смогу. Чей-то положительный пример дает заряд уверенности, оптимизма, надежды. Особенно это хорошо работает, если речь идет о герое, с которым малыш может себя отождествить (то есть представляет себя на его месте).

Затем вспомним, насколько детская психика пластичнее, чем у взрослых. Детки поругались «насовсем», а через 10 минут уже снова «друзья на веки». Все потому, что они еще очень быстро могут перестраиваться с одной эмоции на другую, очень быстро учатся и развиваются. И, наконец, дети верят, что если чего-то хочешь, то оно обязательно исполнится. И если очень сильно захотеть избавиться от страха, то он действительно уйдет.

Давайте рассмотрим как правильно "лечить" сказкой.

Использование уже существующей народной или авторской сказки:

* Вы читаете ее малышу, а потом обсуждать ее. Важно обратить внимание ребенка именно на те моменты, которые Вы хотите сказкой подкорректировать. Например, сказка о мухе-цокотухе может поведать, как ловко комар справился с пауком. Какой он был смелый, как помогал попавшей в беду мухе. При этом важно, чтобы ребенок был уверен, что он может высказывать любое свое мнение. Нужно не подвергать его ответы осуждению и давать волю фантазии.

* Сказку можно разыгрывать по ролям. Но инициатива по выбору и распределению ролей, а также по ходу сюжета должна быть в руках малыша. Он сам выберет те моменты, которые его наиболее волнуют.

* Сказкотерапию можно совместить с арт-терапией, то есть нарисовать сказочные действия, героев. Может быть, придумать другой конец, нарисовав его.

Сказка, придуманная самостоятельно

Также можно самостоятельно придумать сказку, которая будет решать именно Вашу проблему. Для этого сказку нужно строить по следующим принципам:

* Сюжет отражает проблемную ситуацию. Вариации могут быть какие угодно. От темы «нежеланного горшка», до страха незнакомых людей, воды и пр.

* Главный герой должен быть такого же возраста, внешности и характера как Ваш малыш. Чем более детальным будет описание, тем лучше. Это поможет малышу уловить сходство и сопоставить себя с этим героем. Можно придумать созвучное имя. Но я не рекомендую делать главным героем самого ребенка.

* В ходе сказки наш герой попадает в сложную ситуацию. Трудности должны быть обязательно. Ведь победитель может быть только там, где есть препятствия.

* Всегда должен быть удачный конец. Либо герой победил кого-то, или спас, или ситуация оказалась не такой страшной. То есть после преодоление трудностей случается что-то хорошее.

* Язык и сюжет должен быть в соответствии с возрастом.

* Сказку нужно рассказывать обязательно после того, как эмоции схлынули. То есть не в момент испуга, не когда малыш расстроен или капризничает. Она будет иметь эффект только тогда, когда у ребенка спокойное состояние.

* Если Вы хотите проработать «острую» ситуацию, то есть очень сильно насыщенную эмоциями, то можно рассказать несколько разных сказок на одну и туже тему.

Ну и, наконец, ребенок может сам рассказать сказку.

Нужно лишь задать тему и позволить ему самому придумать ключевые моменты. Очень важно, что ребенок получает возможность рассказать о своих чувствах и переживаниях, не боясь реакции взрослых, ведь он говорит не о себе, а о сказочном герое. Это поможет Вам увидеть, что твориться в душе Вашего малыша; помочь и поддержать его «героя».

И, напоследок, несколько моментов, которые стоит учесть при занятиях сказкотерапией:

* Ваша роль – помощник, но никак не главный рассказчик. Главным тут является Ваш ребенок. И даже если Вы рассказываете сказку, то всегда ориентируйтесь на его интерес, участие. Это должен бать процесс обоюдного интереса, а не «лекции на заданную тему».

* Не начинайте рассказывать сказку, если не располагаете свободным временем.

* Не занимайтесь сказкотерапией, если Вы считаете это «глупостью». Ваша заинтересованность – это залог успеха. Ведь для того, чтобы чудо случилось, в него нужно поверить. Постарайтесь вспомнить, что внутри мы все дети. А сказки, как я говорила, любят все. Хорошего Вам сказочного творчества!

Источник: Мамин клуб




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Сказкотерапия"