Такие непростые звуки...

Тема развития речи и правильного произношения звуков очень сильно заботит многих родителей. Мы решили выяснить эти вопросы у специалиста логопеда.

На наши вопросы отвечает логопед-дефектолог Татьяна Свекровина, центр детского развития "Крошка Гений"

Татьяна СвекровинаЧто принято считать речью?

Речь – это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это, прежде всего, результат согласованной работы многих областей головного мозга. Органы артикуляции выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.

Зона сенсорной (импрессивной) речи отвечает за восприятие и понимание речи. В ней, как в своеобразной картотеке, хранятся звуковые образы слов, и человек всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается «глухим» к словам.

Зона моторной (экспрессивной) речи отвечает за произнесение звуков. Поражение данной зоны приводит к тому, что человек теряет способность к членораздельной речи, он лишь издает бессвязные звуки, хотя и сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Интересно, что данная зона у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом.

Когда дети начинают говорить?

В норме к году ребенок произносит несколько лепетных слов с соотнесением, уже понимает простые инструкции, дополняемые жестами.

К 1 году и 3 месяцам, словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. Например, вы говорите ребенку: «Дай чашку», не показывая на нее, и ребенок самостоятельно берет нужный предмет.

К 2 годам показывает 5 основных частей тела, словарный запас минимум 50 слов, начинает использовать предложения из двух слов. Понимает двухэтапную инструкцию, например: «Возьми чашку и принеси маме».

Наличие звуков и слогов в «первой речи» ребенка свидетельствует о том, что развитие идет нормально?

Если под «первой речью» понимать лепет, гуление – то есть так называемый «доречевой период», то – да. Первый звук, который издает ребенок в своей жизни – это крик, который к 2-3 месяцам становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством общения с окружающими. К 2-3 месяцам мамочка различает по крику когда ребенок голоден, а когда нужно менять подгузник.

Интересно, что уже на первой неделе из звуков кряхтения, натуживания, стона, хныкания можно выделить звуки: «кхе, гх, аф, пм, пб и тд».

К 3 месяцам гуление, комплекс оживления при общении со взрослым.

К 4 месяцам уже более дифференцированное гуление, смех.

В 5 месяцев певучее гуление.

В 6 месяцев лепет сочетания гласных а, э, у, ау, аэ и тд.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после 6-го месяца, в течении 7-го.

От 7-8 месяцев до года появляется понимание речи. Реакция на знакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, па-па.

В 9 месяцев общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».

В 10 месяцев ситуационное понимание речи, использование 1-2 лепетных слов и тд.

От чего зависит правильность произношения звуков?

Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху (фонематический), речевому дыханию, артикуляции.

Значит, во-первых, правильность произношения звуков зависит от сформированного фонематического слуха. Ребенок должен точно различать все звуки на слух, тогда он их и произносить будет правильно.

Во-вторых, зависит и от строения речевых органов.

Главным речевым органом являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, альвеолы (бугорки за верхними зубами).
Правильный прикус – это когда при сомкнутых коренных зубах, верхние зубки находятся впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их. Язычок в норме должен подниматься до оснований верхних зубов. Наличие или точнее сказать, отсутствие некоторых зубов, так же влияет на правильность произношения.

В норме, строение неба напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытянутую по линии, идущей вглубь рта, и заканчивается оно мягким небом. На его конце находится маленький язычок, который закрывает проход в нос, отделяя ротовую полость от носовой. Только при звуках «м», «н» воздушная струя проходит через нос.

Мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми.

Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным условием для развития правильного произношения является состояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи).

А если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском саду?

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хочу упомянуть о голосе.

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос – заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (в том числе у девочек) низкий. Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоянии, и это всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости». Повышенный голос может вызвать ускорение темпа речи, а это так же влияет на формирование у ребенка правильного произношения. Речевое окружение может повлиять на него только в том случае, если у него в достаточной степени не сформирован фонематический слух. Объясню на примере своей дочери. Приходит домой из садика и говорит: «Мама, представляешь, Артур сказал на «цаплю» «сапля», а на «цветок» сказал «светок», и т.д. То есть очень важно, чтобы ребенок различал звуки как собственной, так и в речи окружающих, и четко определять какой искаженный звук, а какой правильный.

Или пример совершенно противоположный. приходит мама с дочерью ко мне на консультацию и говорит, что дочь произносит звуки искаженно точно так же, как ее отец. Я спрашиваю: «Ну а в чем, собственно дело, такое возможно, если она слышит его речь и старается воспроизвести ее также?» «Дело в том, что мы в разводе с тех пор, когда ребенку было 6 месяцев и она видит его очень редко, примерно 1-2 раза в год. Мой второй муж произносит все правильно, я тоже, и вообще все говорят в семье правильно». Искаженное произношение передалось ребенку, как говорится, по наследству.

Когда можно говорить о задержке развития речи?

При нормальном речевом развитии первые слова появляются к году, а то и раньше. К 2 годам ребенок должен понимать речь и пользоваться простой фразой. Если всего этого не происходит в срок, то можно говорить о Задержке Речевого Развития. Проблемы с речью объяснимы, если ребенок страдает серьезным недугом (аутизм, ДЦП, алалия). Однако, все чаще приходят дети, которые вроде бы благополучны и здоровы, но молчат.

С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

Причины могут быть разными. Это и перенесенный во время беременности грипп, токсикоз, недоношенный или наоборот, слишком крупный ребенок. Каждая из этих причин могла повлиять на развитие ребенка и его речи. Не стоит забывать и о том, что дети все разные. Одни очень активные – лидеры в детских играх, ведущие утренников в детских садах. А другие очень замкнутые, и, напротив, отказываются от публичных выступлений, избегают контактов со сверстниками. Как правило, у молчунов еще в раннем детстве отмечаются проблемы со звукопроизношением и голосом.

В первую очередь надо выяснить – что является причиной отказа ребенка от общения: издержки воспитания, «страх речи», дефектное произношение звуков или проблемы с голосом. Упорное нежелание малыша говорить может сигнализировать об отсутствии навыков общения или о психологической травме. Часто родители оставляют без внимания попытки ребенка продемонстрировать свои речевые способности и у ребенка пропадает стимул вообще что либо произносить. Также, часто бывает, что ребенок переполненный эмоциями, не произнося некоторых звуков или вовсе пропуская их, хочет что-то рассказать, торопится и получается полный сумбур, а ребята, с которыми он хотел заговорить, начинают смеяться. После такого неудачного опыта ребенок замыкается. Еще, часто приходится говорить о проблеме «отсутствия мотивации к речи». Смотря телевизор, играя в компьютерные игры, дети сводят речь к минимуму. А самая моя любимая тема – это избалованные единственные, или младшие в семье дети. Их понимают с полуслова и даже с полувзгляда. Дети этим очень хорошо пользуются: зачем что-либо говорить, если тебя все равно поймут и сделают и дадут все, чего ты хочешь. Поначалу родители не замечают и даже радуются, говорят – «командир такой!», но потом, когда ребенок к 3 годам произносит лишь несколько слов, а то и звуков – пелена спадает с глаз. Чаще всего это происходит при сравнении ребенка со сверстниками, которые во всю декламируют «У лукоморья», называют все цвета радуги, то есть, когда разница в их речи очевидна. Что делать в таких случаях? Побуждать ребенка к речи, ну конечно, не требуя от него всего и сразу, а постепенно вовлекая. Сначала побудите его произносить просьбы.

Если же ребенок потерял уверенность – нужно внимательно и чутко относиться к его высказываниям, подбадривая его, втягивайте его в разговор, придумывайте вместе много новых слов, просите подсказать «Забытое» вами слово. Некоторые дети молчат, но все понимают. А некоторые молчат, но могут вдруг очень сильно закричать, используют вместо речи жесты и мимику, проявить агрессию по отношению к другим детям или к родителям. В моей практике был такой случай, и хотя мама ребенка настаивала на том, что они проходили обследование слуха у лор врача, я попросила их сделать аудиограмму, в результате которой выяснилось, что у ребенка тугоухость (снижение физиологического слуха). Причем оно произошло почти сразу после рождения. В любом случае нельзя оставлять такие реакции ребенка без внимания и, лучше получить лишний раз консультацию.

На какие моменты следует обратить внимание, чтобы не пропустить начала процесса задержки развития речи?

1-3 месяца. Ребенок не реагирует на речь, не поворачивает голову на голос, нет «комплекса оживления».

4-7 месяцев. Нет лепета, не ищет источник звука глазами и не поворачивает голову на звук.

8-12 месяцев. Не понимает речь, не воспроизводит «лепетных слов», не откликается на свое имя.

1-2 года. Не понимает обращенную к нему речь и не отвечает на вопросы.

2-3 года. Ребенок не идет на контакт даже с близкими людьми (мама, папа). Не может выполнить инструкции без жеста, не понимает их.

3-4 года. У ребенка грубейшие нарушения звукопроизношения, речь не связна, ограничена.

5-6 лет. У ребенка так и не появились некоторые звуки или они искажены и как следствие, ребенок испытывает трудности в общении. Самое главное – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту, не пускать на все самотек. Вместе с логопедом вы справитесь с любой проблемой, терпение и любовь приведут к успеху.

Есть сложные звуки «р», «л», «ж», «ш». Почему эти звуки такие трудные для малышей?

Всех этих красавцев объединяет верхнее положение языка, но у каждого есть свои особенности, которые требуют более точной и дифференцированной работы всех органов артикуляции.

При произнесении звука «р» кончик языка напряжен и дрожит под направленной на него воздушной струей. При формировании произношения могут возникнуть проблемы: если подъязычная связка укорочена, если отсутствуют коренные зубки. При неправильной воздушной струе формируется так называемый французский «р», когда дрожит не кончик языка, а маленький язычок. У каждого звука свои секреты, с которыми зачастую дети не справляются.

Когда нужно занимать с логопедом?

Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет обязательно, с 4-4,5 желательно, если ребенок в этом возрасте способен к систематическим занятиям. Заниматься нужно минимум, 2 раза в неделю. Лучше 2 раза в неделю проводить 45 минутные занятия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день заниматься дома по 10-15 минут для закрепления пройденного.

В случаях заикания не нужно ждать данного возраста, а сразу же, как только вы заметили проблему – обращаться к специалисту. Так как при ранних обращениях шансы к выравниванию речи более высоки, чем спустя время.

Чья роль в процессе закрепления звуков больше – логопеда или родителей?

Ребенка! Логопед и родители – это лишь помощники. От того как родители реагируют на успехи ребенка, насколько они терпимы к неудачам, ведь речь у ребенка не сразу станет правильной, пройдет несколько занятий и результат не заставит себя ждать. Роль логопеда тоже важна, сможет ли он найти подход к ребенку, он может даже подружиться с ребенком и вовлечь его в занятия более мягко, эффективно использовать возможности ребенка.

Нужно ли поправлять ребенка, когда он говорит что-то неправильно, заставлять произносить?

Заставлять точно не стоит. Поправлять нужно, конечно если вы уверены в том, что ребенок может произнести звук правильно (этап закрепления). Делать это нужно очень тактично, не навязчиво, подбадривая, и конечно похвалить, если ребенок выполнил вашу просьбу и произнес правильно. Если не получилось – все равно похвалите за попытку, сказав, что в следующий раз обязательно получится.

Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. Какие упражнения нужно делать с ребенком дома или заниматься, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой? Есть какие-то конкретные пособия, которые вы можете порекомендовать для таких занятий?

Упражнения можно делать любые, как сказал К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях», поэтому развивающие упражнения должны быть направлены не только на развитие речи, но и другие психические процессы – мелкая моторика, воображение, память, восприятие, внимание, мышление. Главное – при выполнении любого упражнения получать удовольствие и с позитивным настроем двигаться вперед к своей цели. Творчески относиться к любому упражнению, даже нанизывание бус, макарон можно превратить в увлекательную игру с приключениями. Можно каждой бусине давать имя или сравнивать с какими-либо предметами: «Эта красная – как клубничка, желтая – как солнышко». Вы и бусинки нанижите, и цвета повторите, и еще много чего интересного изобретете вместе с малышом.

Пособий и книг очень много, среди них я бы выделила серию книг российского издательства «Карапуз», это не реклама – я их покупала еще для своей дочери с 2004 года, ей очень нравились и для меня это критерий. Очень удобно и интересно подобран материал, и для каждого возраста своя серия:

1. «Погремушка» от рождения до 2 лет.

2. «Для самых маленьких» от 1 года до 3 лет.

3. «Воробышек» от 3 до 5 лет

4. «Карапуз» от 5 до 7 лет.

Для детей 6-7 лет недавно вышло пособие из серии «Ломоносовская школа» «Говорю красиво».

Выбирая любое пособие, откройте его, прочтите несколько заданий, понятно ли вам, сможете ли вы самостоятельно работать с ребенком над этим пособием, посмотри те качество изображений, они должны быть яркими и четкими.

Логопед нужен только в раннем детстве или нет?

Конечно, в раннем детстве работа логопеда более эффективна, но в других случаях она не менее важна. Например, в 5 лет ребенок страдал заиканием, он преодолел этот недуг, произношение выровнялось, и вдруг в 6 классе ребенок переболел гриппом или перенес другое серьезное заболевание и, как осложнение, появляется вновь заикание. В таких случаях без логопеда не обойтись. В более старшем возрасте логопедическая помощь применяется, как комплекс мер по восстановлению речи людям, перенесшим инсульт. Речь может быть замедленной или вообще, распадается на отдельные сегменты (смотря какие зоны головного мозга были поражены).

Самый, наверное, известный случай, который транслировали по всему миру – это падение с верхней поддержки фигуристки Елены Бережной. В результате многочисленных травм, в том числе и черепно-мозговой, Елена утратила способность говорить, дышать, ходить. Всему этому она училась заново, не без помощи логопедов. Опыт общения с людьми старшего возраста с нарушениями в произношении, позволяет мне сделать небольшой вывод: нарушения произношения какого-либо звука одни превращают в «изюминку», другие в «комплекс неполноценности» с выраженной агрессией, а третьи адаптировались к искаженному звуку и уже ничего не замечают и никак не реагируют.

Какова роль логопеда в школьном возрасте?

Роль логопеда заключается в:

• исправлении недостатков речи учащихся;

• разъяснении сути и необходимости логопедических занятий среди учителей и родителей;

• постановке нарушенного звукопроизношения, заикания, исправления недостатков чтения и письма, неявно выраженного общего недоразвития речи.

Что для вас профессия логопеда – это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?

Для меня моя профессия – это прежде всего творческий процесс. Каждый ребенок – это уникальный мир, к которому тебе посчастливилось прикоснуться, а может даже и подружиться с ним. Я их учу произносить правильно звуки – у них учусь доброте, умению во всем видеть что-то новое или давно забытое «детское», храню их заветные тайны. Для каждого придумываю сказки про язычок: у кого-то язычок любит разговаривать с динозаврами, а у кого-то он любит летать на воздушном шаре.

А вот, какова доля методик и моих личных находок, честно говоря, не измеряла, да и не в этом суть – главное, чтобы появлялись новые добрые и красивые сказки, в которых уникальные герои они же и главные авторы.

Скажите, пожалуйста, а как можно попасть к Вам на занятия?

Я работаю в детском центре развития "Крошка Гений". Чтобы начать заниматься, нужно только позвонить и записаться на занятия. Наш центр находится на ул. Желтоксан (бывшая ул.Мира), 159, уг. Курмангазы. Есть еще один филиал -  ул. Богенбай батыра (бывшая ул.Кирова), 300, уг. Розыбакиева.
Наши телефоны: 267-34-28, 379-54-15, моб.: 8 777 270 8399

Спасибо Вам за замечательные ответы!

Спасибо Вам за интересные вопросы.




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Неслучайные Интервью"