Вехи развития

Первый год – это стремительный старт в физическом развитии. Грудничок изо дня в день учится управлять своим телом. Как правило, к двум месяцам он держит головку, к четырем-пяти переворачивается в кроватке. В пять месяцев малыш весит вдвое больше, чем при рождении. Его движения становятся более скоординированными: он может сам дотянуться до игрушки и взять ее. К шести-семи месяцам ребенок учится сидеть, затем ползать и брать мелкие предметы. В семь-десять месяцев малыш встанет, а к году пойдет и сможет выполнять простые просьбы.

Большинство грудничков находится в постоянном движении. Американский атлет Джим Торп провел такой эксперимент. Он в точности имитировал все движения полугодовалого младенца – стучал ногами, махал руками, ползал. Через пару часов он совершенно выдохся, а ребенок продолжал свою зарядку. Если малыш немного пассивен, то надо его расшевелить.

Массаж

Самое древнее и проверенное средство – это массаж. Прикосновение мамы к телу ребенка, не говоря уже об эмоциональном контакте, способствует выработке гормонов роста.

До 3 месяцев у детей повышен тонус мышц рук и ног, поэтому в этот период в массаже используются в основном легкое растирание, поглаживание рук, ног, живота и спины. После 3 месяцев в курс вводят разминание, так как тонус уже приходит в равновесие, и начинается развитие суставов.

У некоторых детей на этом этапе возникают трудности с шаговым рефлексом (из-за гипертонуса или сжатости сосудов), и массаж снимает это напряжение. К 4 месяцам следует обратить внимание на укрепление шейных мышц.

В 6–9 месяцев в комплекс добавляются активные упражнения, которые позволят малышу научиться ползать, правильно сидеть и стоять. Родители в это время должны особенно внимательно следить, чтобы у ребенка была ровная спинка, когда он сидит или стоит.

Некоторые родители с гордостью говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, научившись стоять. Однако ползание играет огромную роль в укрепления суставов, мышц и сосудов, в формировании правильной осанки. Для гармоничного развития лучше всячески способствовать этому виду передвижения.

В 9–12 месяцев у малышей активно развиваются координационные движения, наступает время первых самостоятельных шагов. Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок их делает: шаги должны быть ровными, постановка стопы правильной, ноги, спина и осанка – тоже ровными. Без преувеличения: от этой правильности зависит будущее здоровье маленького человека.

Не забывая регулярно делать массаж грудничку до года, некоторые родители перестают его делать после года. Это ошибка. Массаж годовалого и более взрослого ребенка не менее важен: до 7 лет идет бурное развитие всех органов, в том числе и мозга, укрепляются кости. В это время требуется усиленный, более интенсивный и продолжительный массаж (до 30–40 минут).

Правила массажа

  • Массируя ребенка, не делайте резких движений: они должны быть плавными, спокойными и нежными.

  • Движения рук массажиста направлены по ходу лимфатических и кровеносных сосудов. Хаотичные движения принесут больше вреда, чем пользы.

  • Нельзя массировать половые органы, соски. До года – еще и область печени (правое подреберье) и суставы. Также с осторожностью массируются области почек и селезенки.

  • Противопоказано делать массаж перед сном.

  • Массаж проводится через 1 час до или после приема пищи.

  • Приемы массажа и их интенсивность должны меняться постепенно и зависеть от состояния и возраста ребенка.

  • Наиболее положительный эффект достигается, когда у ребенка максимально расслаблены мышцы, и он ощущает себя комфортно.

  • После массажа рекомендуется выполнить комплекс физических упражнений. Вот упражнения, которые известный американский детский врач Глен Доман рекомендует с рождения до 4 месяцев.

Динамическая гимнастика

Хотя и напоминает упражнения Домана, но все-таки это более экстремальный вариант физического развития грудничка. У неподготовленного зрителя волосы встают дыбом: взрослый человек раскручивает малыша за руки и за ноги в разные стороны, вертит вокруг своей головы, забрасывает его себе за плечи.

Родом динамическая гимнастика с древнего Востока. В средневековой Японии, в закрытых кланах ниндзя существовала такая практика. Тогда они преследовали цель воспитать из младенцев воинов.

В России динамическую гимнастику возродил и наполнил новым смыслом Игорь Чарковский, известный исследователь влияния водной среды на эволюцию человека, почетный доктор Калифорнийского Сиерра-Университета. Ее с успехом применяла известная семья педагогов-новаторов Никитиных. Они справедливо полагали, что нужно развивать врожденные рефлексы малыша – то есть данные ему от природы умения и навыки. Это хватательный, шаговый, плавательный, ползательный и даже летательный рефлексы. Одним из методов развития этих рефлексов и стала динамическая гимнастика.

Специалисты советуют обратить внимание родителей на книгу Леонида Китаева и Михаила Трунова «Экология младенчества. Первый год». Вот некоторые рекомендации оттуда.

Наиболее перспективными в динамической гимнастике считаются потягивания на себя за ручки и за ножки. Возьмите ребенка за кисти рук, вложите в ладонь свои большие пальцы и, почувствовав, как он сжал их, начинайте потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней. Постепенно приподнимайте ребенка за руки, и так пока он не будет висеть свободно, удерживаемый за кисти рук. Важно, чтобы руки взрослого не стесняли движений малыша в лучезапястных суставах. Возьмите ручки ребенка, скрестите их на груди, разведите в стороны, сгибайте в локтях. То же самое проделайте с ножками. Наращивайте амплитуду движений постепенно и очень медленно.

Основных упражнений в динамической гимнастике шесть. Мы описываем их не для того, чтобы научить им (давайте все-таки доверимся инструктору), а чтобы вы примерно поняли, о чем идет речь.

1. «Крестик». Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

2. «Пружинка». Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис.

3. «Маятник», или «короткие раскачивания». При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения.

4. «Обезьянка», или «длинные раскачивания». При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагрузки на ручки утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение.

5. Повороты ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку – во вращение за одну руку.

6. Покачивания вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед. Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений.

До какого возраста нужно заниматься с ребенком динамической гимнастикой? Примерно к году это становится очень тяжелой нагрузкой не столько для ребенка, сколько для родителей, потому как малыш подрос и значительно набрал в весе.

Альтернатива

Если вы не готовы к подобным упражнениям с ребенком, то делайте те упражнения, которые нравятся вам и вашему малышу. На Руси издавна существовали песенки-пестушки: «Потягунюшки-порастунюшки» с поглаживанием ручек, ножек, туловища. Или другое упражнение – «Лунь плывет». Это имитация плавания с разведением рук – хорошее упражнение для выработки правильной осанки. Хорошо помогает и грудничковое плавание, базирующееся на врожденных рефлексах, но заниматься лучше под руководством опытного инструктора.

Что дальше?

На втором году жизни показатели нормального веса могут быть снижены. «Дети находятся в постоянном движении. Их трудно усадить за стол, едят они неупорядоченно и помалу. С года до двух лет они сильно вытягиваются, больше калорий у них расходуется на рост, чем на вес», – пишут американские педиатры Марта и Уильям Серзы. За этот год ребенок прибавляет в среднем десять сантиметров и 2–3 кг.

К трем годам дети уже втрое выше и вчетверо больше весят, чем при рождении. Меняются пропорции тела: голова становится меньше по отношению ко всему телу (1:5, тогда как у младенцев 1:4).

Координация движений значительно улучшается. Многие трехлетки частично умеют одеваться: застегивают пуговицы и кнопки, пытаются завязывать шнурки. Большинство из них способно нарисовать круг и собрать конструктор из мелких деталей.

В три года можно начинать заниматься настоящим – не ранним – плаванием. Это и отличная закалка, и развитие органов дыхания, и профилактика многих болезней. Плавая кролем, например, дошколята имеют все шансы избежать дефектов осанки.

Детский спорткомплекс – прекрасный подарок на третий день рождения вашего непоседы. В стандартный набор входят лестница, кольца, канат. Не забудьте о мягком матрасике или матах. Малыши с радостью осваивают различные упражнения на снарядах. Они могут лазить до изнеможения. И здесь вам надо быть начеку, контролируя «зарвавшегося чемпиона».

Физкультура между делом

Необязательно искать специальное время для физзарядки. Ее вполне можно чередовать с другими занятиями – игрой, музыкой, прогулкой.

Корней Иванович Чуковский устраивал в писательском поселке Переделкино веселые прогулки. Он предлагал малышам одну тропинку пропрыгать на правой ноге, другую – на левой, третью – зигзагами. Сам 80-летний Чуковский прыгал вместе с детьми. Неслучайно, наверное, у него в сказке даже неуклюжие медведи ездят на велосипеде.

Играем в животных

Мамы могут вместе со своими малышами превратиться в каких-нибудь животных и весело их изобразить. Как ходит мишка или прыгает зайка, знают многие дети. А вы попробуйте, например, показать ребенку, как ходит пингвин: руки опущены вдоль туловища, носки вверх. Идем на пяточках семенящими шагами, носки разводя в стороны. А черепашка ходит совсем по-другому. Опуститесь на четвереньки, чуть выгнув спину, и степенно, задумчиво походите так. Спросите у ребенка, в какого зверя ему хочется превратиться, пусть он сам пофантазирует, как можно его изобразить. И тогда ваша зарядка превратится в увлекательную игру.

Как это было?

Отрывки из книги Е.А. Покровского «Физическое развитие детей разных народов»

«Хозяйка моей квартиры ночью родила. А утром я ее встретил с новорожденным на улице. Она в одной рубахе, юбке и босиком; ребенок на тряпке, но лицо, голова, живот и ножонки открыты и красны, как кумач, – доказательство, что он был в бане. Это было в январе, мороз сильный, баня от избы 200 сажень».

«…В громадном большинстве случаев русские матери в первое время по рождении оставляют детей своих без всякой специальной одежды, а завертывают их лишь в одни пеленки. Через несколько дней и большею частью после крещения они надевают ребенку рубашку из того материала, какой позволяет состояние, и которая составляет с того времени почти единственную одежду… Нередко приходится видеть, как ребенок, соскучившись своим одиночеством дома, зимой, в трескучий мороз, вьюгу и непогоду, по глубоким сугробам, в одной рубашонке и босой, перебирается из одной избы в другую, чтобы поиграть со своими сверстниками…».

Автор: Маргарита Макарова

Источник: http://www.mosparents.ru/ru/about_children/maternity/newborn_child_health/




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Физическое развитие грудничка"