Практика высаживания малыша

Высаживание младенцаИз всего многообразия методов ухода за малышом идея высаживания наиболее полно соответствует духу естественного родительства.

Малыш приходит в этот мир с ожиданием заботы и любви от окружающих. Еще долгое время он не сможет заботиться о себе сам: кормить себя, одевать, мыть, а также убирать самостоятельно продукты выделительной системы. Все эти его потребности до поры до времени удовлетворяются родителями.

Сейчас в Казахстане (как и во всем мире) не существует единой традиции поддержания чистоты младенческих попок. Тем не менее решение проблемы детской гигиены обычно происходит одним из трех способов:

  • постоянное использование одноразовых подгузников;
  • использование тканевых подгузников;
  • полный отказ от использования подгузников.

1. Одноразовые подгузники имеют неоспоримые достоинства.

Это простота в смене испачканного предмета гигиены, минимальный контакт выделений с кожей малыша и удобство для движений крохи. Одноразовый подгузник удобно брать в поездки и надевать для продолжительного выхода из дома. Есть и минусы: перегрев гениталий и внутренних органов брюшной полости, отсутствие доступа воздуха к коже и дороговизна. Хорошие одноразовые подгузники недешевы, а при правильном использовании менять их нужно чаще, чем пару-тройку раз в сутки. Есть и неочевидный минус: выделительные процессы протекают скрытым образом, в результате чего мама с папой зачастую просто не имеют представления о ритмах и количестве испражнений малыша. А жаль, ведь эти ритмы отражаются на поведении крохи! К тому же выделения являются самым лучшим показателем здоровья или физического недомогания крохи. Как следствие, родители одетого в одноразовый подгузник карапуза очень часто оказываются в тупике от непонимания причин и характера поведения ребенка.

2 Тканевые подгузники.

Их можно изготовить самим из марли или мягких ветхих кусков ткани, купить в магазинах или заказать у производителей натурального белья. Удобные подгузники продаются в магазинах и аптеках — недорого, красиво и практично. Английская марка Mothercare продает специальные наборы (ок. 13 900 тг.), в которые входят тканевые подгузники с булавками, клеенчатые трусики, которые надеваются сверху, влажные салфетки и даже порошок для стирки. Очевидные плюсы естественного пеленания:

  • кожа младенца дышит, тело не перегревается;
  • кроха ощущает последствия испражнений (наступает момент явного физического дискомфорта от влаги и остывания выделений, а ведь установление малышом причинно-следственной связи при выполнении „нужных” дел является крайне ценным опытом для его развития);
  • родители замечают ритмы мочеиспусканий и дефекации крохи, дети быстрее учатся пользоваться горшком.

Существенный минус:

- стирка — даже при наличии машинок занимает много времени: подгузник нужно прополоскать, замочить, загрузить в барабан, вынуть и развесить для просушки. А ведь здоровые младенцы, имея достаточное количество питания, писают не менее 12 раз за сутки… Еще один минус — неудобство такого варианта для выходов из дома: зимнее время года, длительные переезды… Для поездок родителям приходится запасаться большим количеством подгузников, аксессуаров для их смены, предусматривать подходящие места для перепеленывания крохи и быть готовыми возить с собой уже испачканные подгузники.

3 Полный отказ от использования подгузников.

Для малыша это самый естественный способ быть чистым! Единственный его минус: от взрослых требуется непрерывное внимание и доверие к выделительным потребностям младенца. А может, это и не минус вовсе? До появления одноразовых деталей детского туалета малышей держали в подгузниках недолго. И множество семей на планете и по сей день обходятся без подгузников. Так, может, и нам под силу справиться с такой задачей? Как же можно воплотить в жизнь этот вариант?

Высаживание

Почему-то это слово у многих людей ассоциируется с усаживанием на горшок. Между тем означает оно совсем иное. Высаживание — это те действия взрослых по отношению к младенцу, которые помогают ему оставаться чистым в результате опорожнения мочевого пузыря или кишечника. Именно высаживание делает возможным реализацию третьего варианта решения проблемы детской гигиены — полный отказ от подгузников.

Многие наши бабушки до сих пор помнят, как держали под коленочки карапузов над раковиной или унитазом после того, как те звуками, мимикой и телодвижениями „озвучивали” свою потребность опорожниться. И повезло тем, в чьем окружении есть и молодые мамы, высаживающие своих детей. Но можно обучиться технике высаживания, используя печатные издания и Интернет. Наиболее полное исследование методики представлено в книге Ингрид Бауэр „Жизнь без подгузников”. В Интернете есть сайты и форумы, посвященные теме высаживания. Исследователи традиционных культур и просто путешественники тоже с интересом и уважением описывают местные традиции поддержания чистоты младенцев. И конечно же, лучшим учителем по высаживанию является собственный ребенок! Почему?

Физиологический аспект

Перед каждым опорожнением малыш покряхтывает, хнычет, крутится, подтягивает ножки к животу, зовет маму — то есть сигналит о том, что сейчас произойдет. Это поведение младенца используется родителями.

Как только малыш подал характерные сигналы, мама помещает его в удобное положение над подходящей для сбора выделений поверхностью. Примерно к трем месяцам этот рефлекс исчезает, уступая место сформировавшемуся навыку взаимодействия со взрослым при возникновении желания „сходить в туалет”.

Вне зависимости от возраста расслабление соответствующих сфинктеров кишечника и мочевого пузыря происходит произвольно. Это означает, что писает и какает малыш в те моменты, когда принимает осознанное решение опорожниться, и все потребности крохи сопровождаются условным звуком. Малыш быстро привыкает к обозначениям и готов ходить в туалет по словесной просьбе взрослого, терпеть до наступления удобного момента (например, пока остановится машина, в которой едет семья), высаживаться во сне, когда мама держит его под коленки, проситься пописать и т.п.

У младенца не развиты мышцы брюшного пресса, которые помогают освободить живот от выделений. Поэтому он или будет долго крутиться, подгибая ножки к животу, с трудом и не сразу выдавливая содержимое кишечника, либо спокойно и быстро опорожняться в удобной для высаживания позе, предложенной взрослым. Главное — подвести коленочки малыша к его животу, остальное может зависеть от ситуации. Можно поместить кроху спиной к себе и как бы приподнять его, держа под коленками, согнуть его ноги в коленочках во время сосания груди или высадить его, когда он лежит на спине на пеленке.

Выделительные процессы имеют свой логичный ритм, меняющийся с возрастом ребенка и зависящий от ритмов кормления. Знание момента, когда малышу надо в туалет, — основной гарант успеха в жизни без подгузников! Например, кишечник младенцы освобождают примерно с такой ритмичностью: в первые недели жизни — буквально в каждое кормление и сразу после него; от двух месяцев и старше — в определенное время суток, один-два раза в день или (если малыш исключительно на грудном вскармливании) один раз в несколько дней; после начала введения прикорма может установиться другой ритм „больших дел”. С мочеиспусканием еще проще: дети писают сразу после сна, несколько раз с перерывом в 5–15 минут после пробуждения и кормления, не писают в глубокой фазе сна, готовы пописать во время поверхностной фазы сна.

Психологический аспект

Повторим: высаживание — это взаимодействие взрослого и ребенка.

Малыш просится на горшок — мама реагирует и помогает. Малыш делает выводы, которые определят его последующее отношение к жизни: „Слышат меня или не слышат? Понимают или нет? Готовы ли помочь? Важно ли оставаться чистым или допустимо не обращать внимания на гигиену? Помогает ли мне мое тело или только доставляет неудобства, вызванные контактом с испражнениями? Нужно ли сообщать о своих ощущениях окружающим или это никому не интересно?”

Научиться обращать внимание на свои потребности, осознавать их, уметь рассказать о них — это очень важный момент в развитии крохи. Но реализовать его можно лишь с помощью ответной реакции мамы!

Практика высаживания

Освоить практику высаживания достаточно легко, если разделить весь процесс на несколько этапов.

1 Наблюдение за ритмами дефекации и мочеиспускания. Можно вести записи или запоминать, когда, как и в каких ситуациях кроха освобождает животик.

2 Применение звукового сигнала. Каждый раз, когда малыш ходит в туалет, хорошо бы обозначать его действия одним и тем же звукоподражательным словом.

Сопровождая словами „маленькие” и „большие дела”, вы помогаете малышу осваивать речь, обучаете его осознавать и контролировать физиологические процессы. В дальнейшем вы сможете использовать этот условный звук, предлагая крохе высадиться по вашей инициативе.

3 Изучение характерных сигналов, подаваемых малышом перед опорожнением. Наряду с одинаковыми для всех младенцев сигналами (хныканье, стучание ножками, покряхтывание и т.д.) у вашего карапуза могут быть и свои: замирание, сосредоточенный взгляд, необычное повышение двигательной активности и т.п.

4 Развитие родительской интуиции и чуткости по отношению к малышу. Сколько раз мамы описавшегося ребенка говорили:

„Я только подумала, что хорошо бы его высадить, как он уже наделал в штаны!” Можно смело доверять своей интуиции, когда она вдруг подскажет, что малышу уже пора.

5 Осваивание удобных положений для высаживания и поиск подходящих емкостей или мест для собирания выделений. Позы можно подсмотреть на фотографиях в книжках и Интернете, а также среди мам, практикующих высаживание. Подходящей поверхностью может стать одноразовая пеленка, широкий тазик, раковина, ванна или же обычный детский горшок.

Можно просто подкладывать под попку малышу марлю и после опорожнения отправлять ее в стирку.

Все вышеперечисленные этапы можно осваивать в любом порядке, с любой продолжительностью и даже совмещая их между собой.

Вехи развития навыка

  1. Сначала наблюдаем за ритмами работы выделительной системы и озвучиваем действия крохи;
  2. высаживаем малыша сразу после его пробуждения (хорошо получается это сделать во время кормления грудью);
  3. стараемся оперативно реагировать каждый раз, когда ребенок подаст сигнал к высаживанию во время бодрствования, и помогать ему;
  4. вскоре предлагаем ему пописать или покакать по собственной инициативе;
  5. добавляем высаживания во время сна — при первых же признаках дискомфорта даем крохе грудь, сгибаем коленочки и помещаем ему под попку пеленку или тазик.
  6. Главное — быть доброжелательными и последовательными, стабильно высаживать кроху после сна и во сне, реагировать на просьбы о высаживании, спокойно воспринимать отказы сотрудничать с его стороны и не высаживать младенца насильно.

Автор: Мария Гуданова, член Международной ассоциации консультантов по естественному вскармливанию

Возможны варианты

Можно ли совмещать высаживание с другими вариантами решения проблемы детской гигиены? Конечно! Тканевые подгузники удобно использовать для сна крохи, чтобы защитить поверхность кровати или коляски от случайного намокания. Удобно применять их для подстраховки на прогулках, при отсутствии возможности высадить кроху сразу после его пробуждения. Одноразовые подгузники хороши для дальних поездок в холодное время года, для посещений общественных мест с неизвестным местонахождением туалета. Главное — часто менять одноразовый подгузник и не поддаваться искушению использовать его без необходимости, заменяя им родительское внимание и отзывчивость к выделительным потребностям малыша.

Этапы большого пути

У деток навык содержания себя в чистоте проходит разнообразные этапы:

  • первые 2–3 месяца: рефлекторное высаживание;
  • 3–4 месяца: внимание к собственным звукам и ощущениям во время опорожнения;
  • 4 месяца: интерес к своим половым органам;
  • 5 месяцев: задерживает выделительные процессы, если они начались в неподходящем месте, и продолжает их в нужном, позвав на помощь взрослого. И наоборот: может отказаться писать во время высаживания и „надуть” под себя, как только его поместят обратно на пеленку.
  • 6 месяцев: исследование продуктов выделительной системы — ловит струю, размазывает фекалии, изучает лужицы;
  • 7–9 месяцев: проявляет самостоятельность в выборе позы и места для высаживания, хочет делать свои „дела” стоя и максимально близко наблюдать за всем процессом;
  • 10 месяцев: первая попытка ходить в туалет самостоятельно (отказывается от помощи в высаживании, хочет делать свои „дела” один);
  • 11–12 месяцев: исследует дальнейшую судьбу выделений, моет тазик или горшок, изучает, „а как ходят в туалет взрослые”, не разрешает снимать намокшие штанишки, отказывается прерывать игру и интересные занятия для высаживания, „подписывает” в трусики, заигрываясь и забывая попроситься на горшок.
  • До полутора лет малыши активно осваивают выделительные функции организма, обучаются контролировать их и обретают самостоятельность. Завершается весь процесс освоения навыка содержания себя в чистоте самое позднее к двум годам. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность подойти к горшку, раздеться, присесть, сделать все необходимое, вытереть попку, встать и одеться.



Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Физическое развитие грудничка"