Близорукие дети: как исправить?

коррекция близорукостиПрактика научных наблюдений показывает, что у 45-60% детей за первый год обучения в школе ухудшается именно зрение и в первую очередь появляется близорукость. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа обучающихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости обучающихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.

 Профилактика и коррекция нарушений зрения у детей составляет сегодня большую проблему для начальной школы. Одна из главных причин роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, педагогов и врачей к вопросам гигиены зрения и освещения. Известно, что дефекты зрения не врожденные формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их довольно много, но особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Если учесть, что 90% информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, сколь большие нагрузки приходится испытывать органу зрения ученика.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями.

Факторы, стимулирующие нарушение зрения у школьников: 

  • недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении),
  • неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения,
  • неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий,
  • очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей,
  • неправильная посадка за рабочим столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись.

Упражнения для тела благотворно действует на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений – им необходимы ещё и свои собственные - упражнения для глаз.

Для укрепления зрения мы применяем различные виды упражнений и пользуемся некоторыми приемами лечения глаз:

Зрительные паузы - коротки по времени, снимают утомление и расслабляют мышцы глаз, выполняются по мере необходимости в течение дня в режимных моментах: для этого дети закрывают глаза, напрягая мимические мышцы, и медленно открывают глаза (зажмуриваются), часто моргают - «крылышки бабочки»; выполняют движения глазными яблоками сначала влево и вправо до предела ( без напряжения и очень медленно), затем вверх-вниз, также медленно( 4-5 раз), после чего глаза закрыть на 30 сек.; вращение глазными яблоками по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против - по 3 вращения в каждую сторону(обязательное условие- голову не наклонять).

  • Упражнение «Перемещение взгляда при закрытых глазах».
    Цель - снять болезненные ощущения, восстановить «смазку» глаз. Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение. Медленно, с напряжением переведите глаза в крайнее правое положение. Повторите упражнение 10 раз.
    Замечание: старайтесь не щуриться, следите за тем, чтобы веки не подрагивали.

Коррекционные физминутки - это общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз для укрепления зрения, проводятся на уроках, самоподготовке, внеклассных занятиях.

  • Упражнение «Большие повороты»
    Цель: это упражнение не только улучшает зрение, но и снижает или полностью снимает болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.
    Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга и обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Зрительные гимнастики – способствуют оздоровительному эффекту, предупреждают зрительное утомление, проводим между вторым и третьим уроками и перед самоподготовкой, (в нашей школе о начале зрительной гимнастики предупреждает звонок по расписанию). Зрительная гимнастика включает комплексы зрительных упражнений с тренировкой глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения, массаж глаз;

Рисуй глазами треугольник (тренировочное упражнение)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Физминутка окончена. Ты молодец!

 

  • Массаж глаз - проводится во второй половине дня, его элементы включаются в зрительные гимнастики. Он прекрасно восстанавливает зрение, усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз.
  • Цветотерапия.
  • Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах и выделение шлаков. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
  • Упражнение «Цветовые пятна»
    На зрительные ориентиры ( цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах)

    - красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
    - оранжевый или жёлтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость) и
    - синий, голубой или зелёный – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.
  • Упражнение «Волшебное превращение»
    Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.
    Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.

  • Приемы лечения глаз - солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами – два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения, поэтому мы используем некоторые приемы лечения глаз. Это:

    1) лечение солнцем (соляризация)- для человеческих глаз солнечный свет также необходим, как покой и расслабление и если глаза лишить света, то они утрачивают свою силу и заболевают; соляризацию проводят в три этапа по методике М. Корбетт, если нет возможности воспользоваться солнечным светом, то в домашних условиях солнце может заменить подходящий источник искусственного освещения или свечи, лампу следует расположить на расстоянии метра от лица; методика использования аналогична
    2) оладонивание (“пальминг”) - с помощью этого приема добиваются значительного расслабления мышц глаза; Пальминг регулярно используем в работе на уроках и во внеурочное время, заканчивать или начинать тренировочные упражнения рекомендуется пальмингом. Прежде, чем приступить к практике использования названных приемов лечения, мы обучаем детей технике выполнения данных приёмов.
  •  

    Проводя упражнения для глаз необходимо соблюдать следующие принципы:

    • системность воздействий;
    • постепенное увеличение коррекционной нагрузки;
    • индивидуально-дифференцированный подход, в зависимости от зрительной патологии,состояния здоровья ученика;

    И помните, глаза самовосстанавливаемы и самоисцелимы, поэтому грамотно организованная работа в данном направлении обязательно принесет положительный результат.

    Автор: Луняка Екатерина, психолог

    Источник: Центр психолого-медико-социального сопровождения УСПЕХ.




    Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

    совсем не интересно
    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10
    очень интересно
    Реклама

      КОММЕНТАРИИ
    1. 6.7.2017 03:12:16   Анна

      Всем привет! Мамочки, помогите советом или опытом. У кого ставили даагноз- близорукость у детей, как лечили? И вообще делали что-то?

    2. 8.7.2017 02:23:32   Ирина

      Анна, диагноз близорукость был под вопросом, врач сказал, что с началом школы и большой нагрузкой на глаза у многих деток портится зрение. Обычных детских витаминов для профилактики близорукости и сохранения остроты зрения недостаточно, поэтому нам врач рекомендовал курс Лютеин-Комплекс Детский\r\nпопить.Компоненты в нем:антиоксиданты, и \r\nвитамины с микроэлементами. Пока за год учебы в первом классе зрение наше не ухудшилось и жалоб от ребенка я не слышу.


    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




    Прокрутить

    Новое на сайте


    Всё для мам


    Сообщество ПДР весна 2018

    Календари и калькуляторы



    Материалы раздела "Детское здоровье"