Развитие мелкой моторики - развитие речи

упражнения  для мелкой моторики рукЭти упражнения — отличное средство для развития речи ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Массаж пальчиков

Чаще всего массаж практикуют в играх с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Дети постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно. Массаж пальцев очень хорошо сказывается на развитии речевого центра мозга и полезен в любом возрасте.

Упражнения пальчикового массажа

  • Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.

  • Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.

  • Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.

  • Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.

  • Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

    Во время массажа лучше проговаривать какие-либо стишки-потешки, например, "Сорока-белобока".

Упражнения с предметами

  • Сборка/разборка пирамидки.

  • Складывание одноразовых стаканчиков одного в другой.

    Разрывание бумаги - просто дайте ребенку бумагу, пусть он ее пощупает, помнет, порвет.
  • Когда ребенок станет старше, ему можно будет предложить перелистывание страниц.
  • Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек). Сюда же можно отнести игру с мисками разного размера - их также нужно выкладывать и выкладывать.

  • Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой. Можно просто давать детям возможность "покопаться" в банках, таким образом опыт ребенка обогатится тактильными ощущениями.

  • Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие. Любые сортеры подойдут. Они бывают в виде геометрических фигур либо контуров животных.

  • Проталкивание монеток разного размера в копилку.

  • Сначала можно предложить ребенку пощупать бусы и перебирать бусины на нитке. Потом малыш может попробовать нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.

  • Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица).

  • Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.

  • Завязывание бантов, игры со шнуровкой.

  • Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.

  • Рисование пальчиками, мелками, песком.

  • Лепка из пластилина, теста, глины.

Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок

Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)
А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)
На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)
И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)
Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)
В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)
Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)
В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.)
Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.)
И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.)
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)
И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)

Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)
Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)
Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)

Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста

Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер.
Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п.

Интересных вам занятий!




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"