Логопедические занятия дома

Неправильное произношение или перевернутые слова для малышей привычное дело. Это вызывает умиление у родителей и окружающих, но, к сожалению, если прогресс долго не наступает, это может свидетельствовать о дефектах речи. В таких случаях откладывать проблему недопустимо и на помощь приходят логопедические упражнения. Их задача – помочь ребенку научиться правильно выговаривать звуки, четко формулировать предложения, внятно отвечать на поставленные вопросы. Многие из упражнений вы можете делать самостоятельно. 

логопедические занятия дома

Правила проведения занятий дома

Основная проблема, при проведении самостоятельных занятий – нежелание ребенка длительное время удерживать внимание на новом виде деятельности. Чтобы избежать этого, разнообразить процесс и сделать его максимально продуктивным следуйте нескольким простым правилам:

· Все действия должны проходить в понятной для ребенка форме – игровой.

· Ваша задача – удержать внимание ребенка максимально долго, но, если это не удается, отложите занятие на некоторое время.

· Длительность занятий на первых этапах должна составлять всего 2-3 минуты. Постепенно ее необходимо увеличивать, до 15- 20 минут непрерывных действий.

· Без наглядных пособий усвоить новое слово или разучить правильное произношение, уже известного, малышу будет очень трудно. Поэтому необходимо обзавестись макетами овощей, фруктов, животных и других предметов. Дополнить набор можно картинками, готовыми наглядными пособиями.

· Для развития мелкой моторики купите наборы пластилина, конструктор, счетные палочки и другие предметы.

· Заведите тетрадь, где будете планировать предстоящие занятия. Старайтесь не повторяться в видах деятельности. Провести логопедические занятия поможет специальная литература с собранием специальных игр и упражнений.

Практические занятия

При работе с детьми логопеды выделяют четыре основных действия, которые универсальны и эффективны, это: 

1. Пальчиковые игры

Мелкая моторика тесно связана с речевым центром мозга. Развивая гибкость рук, мы помогаем активизировать мыслительные процессы.

2-3 года – в этом возрасте подходят наиболее простые упражнения, поданные в игровой или стихотворной форме. Например, «Сорока» или «Этот пальчик». 

Описание упражнения «Сорока»: При выполнении этого упражнения вы круговыми движениями указательным пальцем водите по ладошке ребенка и сопровождаете данные движения стихотворением:

- Сорока-белобока - Кашку варила, - Детишек кормила. Загибая по очереди каждый пальчик ребенка, вы проговариваете:

- Этому дала, - Этому дала, - Этому дала, - Этому дала, - Этому дала. 

Описание упражнения «Этот пальчик»:

Ребенок держит кулачки, а вы, разгибая каждый пальчик, проговариваете стихотворение, приведенное ниже.

Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папенька, Этот пальчик маменька,

Этот пальчик я.

Разучите с ребенком несколько упражнений и повторяйте их поочередно. Сперва сами покажите, как нужно действовать, а затем возложите эту задачу на малыша.

В возрасте 4-5 лет можно начинать выполнять следующие упражнения по пальчиковой гимнастике – «Коза рогатая», «Маятник», «Коготки», «Бутон». 

Описание упражнения «Коза рогатая»:

При чтении взрослым стихотворения про козу ребенок вытягивает указательный пальчик и мизинец сначала одной, а затем другой рукой, пытается изобразить рогатую козу.

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ.

Вместе со своим ребенком взрослый топает ногами:

Глазками хлоп-хлоп.

Выполняем движения глазками с ребенком:

Кто кашки не ел,

Молока не пил,

Забодаю, забодаю…

Описание упражнения «Маятник»:

Зажимая карандаш между двумя пальцами, выполнять раскачивающие движения из стороны в сторону, применяя при этом минимальные мышечные усилия.

Описание упражнения « Коготки»:

Вместе с ребенком выполнять действия, которые совершает кошка в стихотворении.

Поцарапать колени ногтями:

Точит кошка коготки, очень острые они.

Погладить коленки ладошкой:

А кошачьи лапочки

Мягкие как тапочки.

Плавно выставить вперед то одну, то другую руку. Широко расставить пальцы и сжать их в кулак:

Спрячет коготки в подушки

Погладить рукой ухо:

И почешет лапкой ушко,

Выставляют из ладошек «миску» и подносят ко рту:

Молочко попьет из миски

Погладить ручки:

Наша ласковая киска.

Описание упражнения «Бутон»:

Вместе с ребенком выполнять действия, которые совершает кошка в стихотворении.

Сжать кулачки на обеих руках и прижать их внутренней стороной, чтобы получить из них круглый «бутончик».

Набухай скорей, бутон,

Разжать кулочки и прижать нижние части ладоней друг к другу. Широко раздвинуть пальцы чтобы получился большой и пушистый «цветок».

Распускай цветок — пион!

Все эти игры отлично подходят, так как ребенок способен усвоить сложные движения и повторять их самостоятельно, а гибкость упражнений позволит добиться высокого уровня развития моторики.

2. Артикуляция – это развитие мышц губ, языка. Для таких упражнений понадобится достаточно большое зеркало, чтобы ребенок самостоятельно следил за выполнением упражнений.

Делая артикуляционную гимнастику, поставьте перед ребенком зеркало, а сами прочитывайте упражнения вслух. Выглядит это так:

- губки сомкнуты;

- теперь улыбнись;

- потри язычком небо;

- высунь язык и тд.

Чем разнообразней упражнения, тем это веселей для малыша и эффективно для избавления от дефектов речи.

3. Упражнения на развитие слухового внимания или фонематического слуха, позволяют развить дифференцированный слух, лучше понимать речь. Здесь есть множество разнообразных приемов:

Тихо-громко – проигрываются несколько звуков различной громкости и необходимо определить, какой был громче, а какой тише.

Что за звук? – воспроизводятся различные звуки или имитируются, а малыш должен их определить.

Что за инструмент – упражнение, где необходимо определить какой инструмент играет в данный момент. 

4. Игры на формирование лексико-грамматических категорий. К 4-5 годам дети должны освоить значения грамматических форм, поэтому подобные упражнения очень важны, в том числе для коррекции речи. Пример:

Уменьшительно-ласкательные суффиксы – перед малышом раскладывают игрушки, родитель называет их поочередно, а ребенок должен использовать существительное с подходящим суффиксом. Медведь – мишка, кукла – куколка, машина – машинка и тд.

Важно ответить, что представленные выше упражнения и советы по самостоятельному проведению логопедических занятий являются обобщенными, не учитывают возрастные и другие особенности детей.

Перед началом занятий всегда стоит проконсультироваться с логопедом.

Специально для портала "Карапуз.kz"

Автор: Алена Махова, логопед и дефектолог, кандидат педагогических наук.

Watercolor image created by Bearfotos - Freepik.com




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"