Методики раннего развития детей

Уже давно не секрет, что в первые шесть лет своей жизни ребенок способен усваивать знания такими темпами, о которых школьники могут только мечтать. Если не упустить момент, можно добиться колоссальных успехов. Педагоги единодушно повторяют ставшую крылатой фразу Масару Ибуки: «После трех уже поздно». Именно его теория несколько десятков лет назад совершила переворот в педагогике. Президент фирмы "Сони", автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, основываясь на данных исследований, заявил, что к 3 годам мозг сформирован на 70 - 80 процентов поэтому мы должны направить все свои усилия на раннее развитие. И теперь никого не удивишь курсом «Английский с пеленок» или «Рисовать раньше, чем ходить». Уже с 9 месяцев большинство малышей начинают заниматься систематически. Современные родители отправляются за знаниями в специализированные центры или занимаются сами. В любом случае им приходится сделать очень важный и непростой выбор – выбрать систему развивающих занятий. Но как разобраться в потоке сверхсовременных идей и предложений, как выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений и штампов, который принесет только пользу Давайте попытаемся разобраться в основных педагогических идеях и методиках, принятых сегодня в сфере раннего развития.

Начнем с самой известной, самой обсуждаемой и самой спорной методики – методики Глена Домана. Если вернуться к началу этой истории, то в 40-х годах американский военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с тяжелыми травмами мозга. Больных детей учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и произнося слова. Карточки показывались очень быстро, весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. В итоге парализованные дети постепенно начали двигаться, затем ползать, и, наконец, ходить и бегать, как это делают здоровые новорожденные. Вывод, к которому Глен Доман пришел, прост и гениален: стимулируя зрение, можно добиться активизации деятельности мозга в целом.

В дальнейшем Глен Доман начал применять свою методику для обучения здоровых детей. Методика строится на максимально раннем (желательно с рождения) предъявлении детям серий карточек по различным областям знаний, которые он сам называл «битами информации». Карточки с точками для обучения счету, написанные крупными красными буквами слова для обучения чтению, картинки с изображением исторических деятелей, животных, природных явлений для формирования энциклопедических знаний. Карточки предъявляются несколько раз в день, в течение нескольких секунд. Доман был уверен, что создал методику воспитания гениев. Ведь еще в начале 20 века психологи знаменитый этолог Конрад Лоренц, изучавший поведение животных, разработал теорию импритинга (запечатления), а вслед за ним о важности ярких зрительных впечатлений для новорожденного заговорили педагоги и психологи. И многие истории гениальности подтверждают это. Первая русская женщина-математик Софья Ковалевская в своих воспоминаниях описывает самое яркое впечатление детства: однажды она увидела длинный забор, подготовленный к ремонту и поэтому пронумерованный. И этот бесконечный ряд цифр потряс её до глубины души и навсегда связал дальнейшую жизнь с математикой. А сам Доман настолько верил в свой метод, что читая его книги, хочется немедленно начать занятия, делать только так, и никак иначе. Но, если вы выбрали его идеи, то должны быть готовы к встрече с некоторыми «подводными камнями». Методика не только не гарантирует гениальности, но и не дает полноценного развития. Один из главных её недостатков - ребенок пассивен, работает только его зрение. А малыш любит трогать ручками и тянуть в рот интересный объект. Начав говорить, он обязательно будет задавать кучу вопросов. Но в методике Домана это не приветствуется. В идеале малыш сидит и внимательно смотрит и слушает. Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, который для успешной работы необходимо загрузить хорошей базой данных. Но живой ребенок отличается от компьютера тем, что ему нужна не только информация. Мама 5-летней Алёны с 3-месячного возраста занималась с ребенком по Доману. Малышка легко отыскивает на карте гору Килиманжаро, знает, что предпочитал на обед аллозавр, но абсолютно теряется в незнакомом месте, не отходит от мамы дальше, чем на несколько шагов и панически боится переходить через дорогу. Вывод напрашивается сам - мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно ими пользоваться, малышу нужен живой, осязаемый жизненный опыт, спонтанное творчество, разговоры и ласковые песенки. Кроме того, методика необычайно трудоемкая. Только для математики требуется 6 мини-уроков в день. Получается, что родители должны посвящать все свое время занятиям, а по ночам вырезать и клеить карточки для новых занятий. Но отдельные элементы методики вполне можно взять на вооружение. Занятия с карточками хорошо совмещать с чтением любимых книг. Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка, показать ее на карте, сделать альбом «Звери жарких стран» и т.д. Итак, если вы не боитесь трудностей, верите в интеллект и энциклопедические знания, то вам с Доманом по пути.

Споры вокруг методики Домана дали жизнь новым интересным системам, таким как система Сесиль Лупан. В 1983 году С. Лупан начала занятия со своими дочерьми по Доману. Однако, скоро убедилась, что многие из его приемов «не работают» с ее детьми. Тогда целеустремленная мама решила усовершенствовать эту и несколько других популярных методик и постепенно разработала систему упражнений с учетом реальностей семейной жизни. Благодаря актерскому образованию она придумала множество увлекательных игр. Большое внимание в ее методике уделяется обучению чтению. Она предлагает учить ребенка чтению прямо с рождения, напевая малышу алфавит на мотив любимой песенки. Визуальный интерес поддерживают таблички с названиями предметов, прикрепленные по всему дому. Их предлагается рисовать в черно-красном цвете (красным выделяются гласные). Выглядит это забавно, но действует беспроигрышно. Карточки нужно постоянно обновлять. Первые карточки знакомят с окружающим миром. Затем наступает очередь табличек-действий. Например, показывая слово «простудиться», нужно чихнуть, а карточку со словом «падать» сопроводить смешным падением, что, естественно вызовет у карапуза бурный восторг. Эта веселая игра несет в себе определенную жизненную философию. Она совершенно не подходит для родителей, которые стараются сохранить свой статус-кво. Но если вы готовы, общаясь со своим малышом, снова стать ребенком, то это ваша методика. О ней подробно рассказывается в книге с. Лупан «Поверь в свое дитя». Её книги заряжают оптимизмом, вселяют в родителей уверенность в своих силах и пробуждают желание творить, фантазировать и созидать. Моя 35-летняя подруга Галина всегда была серьезным человеком, далеким от лирики. А теперь она легко и просто сочиняет веселые песенки на известные мотивы и поет их со своей 3-летней дочкой. В песенках поётся о картинах Шишкина, о приключениях синего кита и истории Древнего Рима.

Ещё одна известная и проверенная временем методика разработана петербургским педагогом Н.А. Зайцева. Раннее обучение чтению происходит при помощи с помощью кубиков и таблиц, изобретенных Зайцевым. Они знакомят ребенка со складами (склад - это сочетание согласного и гласного звуков, из которого, по мнению Зайцева, состоят слова в русском языке). Отличие от традиционных методик в том, что ребенок не идет от простого к сложному (буква-слог-слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократные повторения, складовых попевок. Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т.е если это кубики – то сразу все, если таблицы – то целиком. Важно, что все продумано, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см. от пола. Ребенок работает стоя, что благотворно сказывается на его осанке, буквы крупные и не напрягают зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается. Сами кубики различны по цвету, размеру, весу, издают разные звуки. Но, несмотря на явный позитив, в этой методике есть над чем задуматься. Первое – складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать, как обычно. И, наконец, навык чтения по складам противоречит школьной системе чтения по буквам. А это значит, что вашему ребенку придется учиться читать заново. И делать такие обязательные виды разборов как фонетический, словообразовательный, по составу ему будет намного труднее.

Еще одна методика в последние годы становится популярной. Это Вальдорфская педагогика, которая базируется на философии ученого, педагога Р. Штайнера. Сразу скажу, если вы очень загружены на работе, то вальдорфская педагогика вам вряд ли подойдет, т.к. надо будет шить кукол, лепить из глины и теста и под пение народных песен вместе с другими родителями заниматься рукоделием. В центре внимания здесь дети. А вы, каким бы социальным статусом не обладали, должны под них подстроиться. Вальдорфская педагогика - это неторопливый темп обучения. Никакие ускорения не возможны, потому, что они опасны для здорового развития ребенка. Основные положения вальдорфской педагогики таковы.

Главным признается не развитие интеллекта, а воспитание эстетически и духовно развитой личности. Поэтому большое внимание уделяется творчеству, ремеслам, наблюдению над природой. В вальдорфских центрах дети участвуют в драматических постановках, играют на музыкальных инструментах, занимаются лепкой, народными промыслами. Обучение чтению не рекомендуется начинать раньше 12 лет! Знания ученики получают от учителя, который преподает все предметы сам. Обычная форма работы – рассказ учителя и пересказ его учениками, показ и иммитация. Вообще, роль учителя в вальдорфской системе чрезвычайна велика. По сути, это единственный источник знаний. Каковы же минусы этой методики? Некоторые упрекают вальдорфскую педагогику в том, что она создает для детей некую идиллическую обстановку, которая очень далека от реального мира. Во - вторых, искусственное торможение развития вряд ли оправдано, как и попытка его ускорить. Мама 3-летнего Антона на одном из занятий с интересом прослушала диалог между своим сыном и педагогом. Речь шла о понятиях «один» и «много». На вопрос: «Сколько матрешек?», Антон ответил, что их пять. И получил ответ: «Нет, их много!». Вот так легко и просто педагог решила, что полагается знать 3-летнему малышу, а что для него пока рано. И, наконец, вальдорфский акцент на эстетическом воспитании (что сторонники этой методики подчеркивают как сильную сторону) идет явно в ущерб развитию мышления и логики. Но вальдорфская педагогика вам просто необходима, если ваш малыш гиперактивен, со слабой концентрацией внимания, раздражительный и агрессивный, тяжело переживает возрастные кризисы, подвержен страхам, не уверен в себе. В детских центрах, придерживающихся вальдорфской педагогики, создание психологического комфорта для детей - условие непременное, а педагоги имеют прекрасную психологическую подготовку.

Очень близка по духу к идеям Штайнера методика раннего развития, созданная и опробованная семьей Никитиных. В основе их системы лежит, прежде всего, труд, естественное развития ребенка, близость к природе. Это педагогика сотрудничества, где родители ни к чему не принуждают ребенка в соответствии со своими замыслами, а просто направляют, не опережают его развитие, но подталкивают. Главное – создать комфортные условия, ориентируясь на самочувствие и желания ребенка. Никитины никогда не ставили своей целью научить своих детей всему как можно раньше. Однако, они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие условия - опережающие. Например, среди игрушек малыша, который едва начинает говорить, должны появиться кубики с цифрами и пластиковая азбука. Также Никитины известны тем, что придумали и разработали множество интеллектуально-развивающих игр. Все игры имеют несколько уровней сложности: начальные доступны двух-трехлетнему малышу, а самые сложные заставят напрячься и его папу. Поэтому игры остаются актуальными и возбуждают интерес ребенка в течение многих лет. А постепенное усложнение интеллектуальных задач позволяет ему развиваться самостоятельно.

Если вы решили использовать в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, важно придерживаться определенных принципов.

  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

  • Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не готов, и надо подождать.

  • Фантазируйте и придумывайте вместе с малышом новые игры.

Система Никитиных ныне известна во всем мире. Интересующиеся всякими педагогическими новшествами японцы сделали её одной из базовых программ работы детских садов. А в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных выдерживают десятки переизданий. Но не каждому малышу подойдет никитинская методика «в чистом виде», так как гуманитарная, эстетическая сторона в ней практически отсутствует. Но их игры и пособия поистине уникальны, и до сих пор не создано ничего, что превзошло бы по своим развивающим возможностям «Сложи узор» или «Уникуб». Развивающие игры Никитиных описаны в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры".

Мы не можем обойти своим вниманием и Монтессори-педагогику. Метод Монтессори сейчас чрезвычайно популярен, однако не нов: его создательница, итальянский психолог и врач Мария Монтессори работала в начале прошлого века. Как и Глен Доман, она работала с инвалидами и добивалась удивительных успехов. Почему же ее метод остается актуальным спустя столетие? Во-первых, она провозгласила совершенно новый взгляд на личность ребенка: «Мы не должны думать, что создаем из ребенка человека; считая так, мы искажаем Божественный замысел». Взрослый не является доминирующей фигурой в процессе познания. Ребенок всю познавательную работу выполняет сам. Каждый ребенок - это уникальная, цельная личность, с правом на уединение. Поэтому в Монтессори-центрах нет групповой работы. Все пособия (Монтессори избегает слов «игра» и «игрушки») только в одном экземпляре, ребенок сам выбирает, что когда и как долго он будет изучать.

Второй момент, который способствовал успеху метода, – это, конечно, продуманная и логично построенная развивающая среда и уникальные пособия, которые в том или ином виде знают все мамы. Наиболее известные – пирамидки с цветными кольцами и рамки с вынимающимися фигурами. Огромная роль отводится классификации (или сортировке). Ребенок как бы раскладывает мир «по полочкам».

И, наконец, третье, что делает метод популярным сегодня, – направленность на обучение, раннюю подготовку к школе. В Монтессори-центрах дети до 3 лет осваивают счет, запоминают буквы, наблюдают элементарные физические законы и получают навыки самообслуживания.

Но не стоит забывать, что метод Монтессори изначально был разработан, как вариант компенсаторной педагогики. Поэтому, на мой взгляд, он актуален для обычных детей только до 3 лет, поскольку ничего лучше для развития сенсорики и мелкой моторики детских ручек придумать не удалось. Кроме того, в системе есть еще один существенный недостаток. Одна моя подруга, посещающая со своей 2-летней дочкой Монтессори-центр, рассказывала, что чувствует себя на занятиях не у дел. Помогать малышке, подсказывать и играть вместе с ним не полагается. Настя либо упорно пытается в течение всего занятия сделать то, что не получается, либо быстро теряет интерес и откладывает непокорное пособие в сторону. И мама закономерно волнуется, не упустит ли она в погоне за ранним интеллектуальным развитием другой, не менее важный момент. Сумеет ли ее умненькая девочка в будущем осознавать пределы своих возможностей и просить помощи у друзей и близких.

Итак, вариантов раннего развития много. Но помните о том, что в последнее время все громче звучат голоса педагогов, психологов и педиатров - противников раннего развития.

Выбор за вами. Эда Ле Шан - американская писательница, автор популярной книги "Как выжить родителям" сказала очень точно: «Мы торопимся вырастить из наших детей гениев и не замечаем, что калечим самых одаренных - в конце концов, повергая их в ужас и заставляя чувствовать себя полнейшими неудачниками еще до того, как они прожили хотя бы 1/5 своей жизни». Ваша задача – сделать разумный выбор и не остаться в числе родителей, воодушевленных фантастическими перспективами, которые часто ставят перед малышом невыполнимые задачи.

Источник: http://semaclub.ru/smi.php?pg=4




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ
  1. 17.10.2012 22:05:27   Марина

    Очень познавательная статья. Спасибо.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"