Развитие речи: рекомендации

По словечку

Развитие речи
Если у малыша какие-то проблемы с речью, его надо специально готовить к детскому саду. И не откладывать дело в долгий ящик!

Однажды в парке, сидя на лавочке, я разговорилась с бабушкой Валеры — 6-летнего подвижного мальчика, который тут же рядом нарезал круги на велосипеде. Мальчик несколько раз подкатывал к нам, чтобы рассказать о птицах, прилетевших на пруд неподалеку. При этом он уверенно называл их породу, обратил внимание на „причудливую окраску” и „любопытные повадки”. Прямо так и сказал!

Бабушка охотно включилась в обсуждение того, что видел Валера, а после того как она спросила: „Ну, ты почитаешь сказки Пушкина или еще погоняешь?” — я не выдержала и завела разговор. Оказывается, Валера в 4 годика совсем не говорил. Так, отдельные „лепетные” слова, просьбы выражал жестами и голосом. До 3 лет врачи говорили, что „еще рано волноваться”, а к 4 годам набросились с упреками: „Где же вы раньше были — ребенок неговорящий!”

Мама Валеры отнеслась к проблеме со всей ответственностью: записала сына на необходимые обследования, посетила комиссию по набору детей в логопедическую группу. С диагнозом „общее недоразвитие речи первого уровня” Валеру взяли в логопедический садик недалеко от дома. Тогда была весна, начало обучения — в сентябре, и уже за полгода многого удалось добиться.

Решительности Валериной маме было не занимать. Понимая, что необходима информация о том, что же такое логопедическая группа, она познакомилась с родителями малышей, которые как раз заканчивали первый год обучения. Все мамы как одна жаловались на высокие нагрузки, даваемые логопедом, на неподъемные домашние задания, для которых заведены специальные тетради. А главное — многие дети просто отказываются заниматься дома по этим тетрадкам, капризничают. В общем, неинтересно им. Вот тогда Валерина мама и решила, что к поступлению в логопедическую группу нужно готовиться загодя.

С чего начать?

Самое важное, что должна сделать заботливая мама, — это создать условия для регулярных занятий с ребенком дома. Давно замечено, что у логопеда в кабинете малыш собран и работоспособен гораздо больше, чем дома. Срабатывает так называемая „установка на место”, или, другими словами, привычка сосредоточиваться и работать в конкретном месте.

Для начала выберем место для занятий и займемся наведением порядка.

Заведите для каждой вещи свое место, убирайте ее туда ВМЕСТЕ с ребенком. Даже в 2 года это совсем не сложно! Таким же образом постепенно приучите кроху к тому, что у него есть место для занятий: столик, стульчик, зеркало на столике, тетрадь, пособия на полочке, карандаши и т.д.

Итак, место для занятий выбрано, теперь надо подумать, когда заниматься. Время, конечно же, лучше назначать одно и то же. На стол можно поставить часы: так вы постепенно приучите ребенка заниматься в определенное время ровно столько, сколько договорились.

„Смотри, мы с тобой будем заниматься 20 минут, когда вот эта длинная стрелочка подойдет к цифре „4”. Договорились? Будешь сам следить?” Когда с малышом договариваются, как со взрослым, ему уже неловко отказываться, капризничать… Ведь надо следить за стрелочкой! Можно использовать и песочные часы, это еще интереснее.

Определенный ритуал поможет крохе быстрее сосредоточиться на занятии, снизит тревожность — ведь заранее известно, что будет дальше. Например: сначала вы вместе проверяете, все ли необходимое для занятия у вас есть под рукой. Если чего-то не хватает — пусть малыш принесет. Затем вы начинаете играть. Сделали дыхательные упражнения, потом — пальчиковая игра. Затем обязательно потренировали фонематический слух и слуховое внимание. Потом пара-тройка игр с язычком и губками. А в конце что-нибудь самое любимое — логопедические раскраски, паззлы (для развития зрительного восприятия и мышления), возможно, логопедическая компьютерная игра (например, из серии „Игры для Тигры”).

После 20–30-минутного занятия осталось только убрать рабочее место и с чистой совестью можно побеситься и повалять дурака.

Чего нельзя делать во время занятий?

1. Прежде всего — угрожать и запугивать малыша: „Если ты не сядешь заниматься, я тебя накажу!” (уйду, не буду любить, не дам игрушки и т. д.). К сожалению, это лишний раз подтверждает родительское бессилие или нежелание понять ребенка.

2. Ни в коем случае нельзя самостоятельно ставить звуки: это должен делать специалист. В противном случае крохе может угрожать ухудшение звукопроизношения.

3. И конечно, категорически нельзя наказывать малыша за неудачно выполненное задание. Ведь сам ребенок не отвечает за свои проблемы в речевом развитии. За это несут ответственность родители.

Что можно делать

- Разговаривать с ребенком ласково и терпеливо все объяснять.

Занимаемся дома

Начнем с самых простых упражнений.

Пальчиковые игры

Без них не должно обходиться ни одно занятие.

Выбирайте игры, в которых есть простые слова, доходчивый сюжет.

Сначала такую гимнастику надо делать пассивно: мама разминает и растирает пальчики, приговаривая при этом стишок. Активизируются нервные окончания пальчиков, что благотворно сказывается на развитии речи и памяти.

Для пассивной гимнастики

„Семья”

Этот пальчик — дедушка

(разминать и растирать большой пальчик),

Этот пальчик — бабушка

(указательный),

Этот пальчик — папа

(средний),

Этот пальчик — мама

(безымянный),

Этот пальчик — я

(мизинец),

Вот и вся моя семья!

(сжать и разжать кулачок).

„Ежик”

Ежик, ежик колкий

(пальцы сплести в замок, покачать в такт стиха),

Где твои иголки?

Вот они!

(Три раза поднять все пальцы торчком, но руки не расцеплять.)

Ежик, ежик колкий

(покачивать в таком положении в такт стиха),

Убери иголки.

Оп!

(Резко спрятать все пальцы, руки прижать к себе.)

„Черепаха”

Вот хвалилась черепаха

(пальцы одной руки в щепотке, ладонь другой положить сверху наподобие панциря),

Пряча голову от страха:

„Кусь, кусь, кусь, кусь

(шутливые пощипывания вдоль ручки малыша) —

Никого я не боюсь!”

Развиваем внимание и фонематический слух

„Что звучало?”

Вместе с малышом приготовьте 4–5 разных „звучащих” игрушек (барабан, колокольчик, дудочку, металлофон, погремушку). Пусть кроха сначала поиграет с ними — запомнит их звучание. Затем попросите его отвернуться и позвените (постучите) одной из игрушек. Пусть малыш попробует угадать, что же прозвучало. Тренируйтесь, пока кроха не будет уверенно показывать на нужную игрушку.

Звуки можно и нужно менять, увеличивать количество игрушек — лишь бы игра приносила и вам, и малышу удовольствие.

Приведем более сложный вариант этой игры.

„Что не прозвучало?”

Вы играете на всех инструментах, кроме одного. Малыш пытается угадать, что же вы забыли. Главное — терпение. Многим непоседам так и хочется обернуться, хотя мама еще не на всех инструментах поиграла.

„Посчитай капельки”

Здесь вам пригодится металлофон. Негромко ударьте по нему один раз. „Сколько капелек упало?” Потом много быстрых ударов: „А теперь сколько? Молодец, теперь много капелек упало”. Кроха уже уверенно различает понятия „один–много”? Тогда потренируйтесь в счете капелек с закрытыми глазами. Это труднее, но интереснее.

„Откуда это прозвучало? Очень важно научить малыша определять направление звучания. Если кроха не против, завяжите ему глазки, отойдите в дальний угол комнаты и позвените в колокольчик. Развяжите повязку и спросите, откуда прозвенело. Если трудно определить сразу, звените сначала на глазах у малыша, потом без контроля зрения.

„Логопедическая копилка”

1. Упражнение „Инструкции”. По вашей просьбе ребенок должен нарисовать на бумаге:

2 круга и 3 палочки;

3 синих квадрата и красный круг;

желтый треугольник и 3 синих круга;

слева 2 палочки, а справа — 5.

Малышу трудно следовать инструкции? Пусть сначала рисует с вашей подсказкой.

Можно играть по-другому. Разложите перед крохой предметы. Ребенок выполняет ваши инструкции:

покажи линейкой куклу, а потом мяч;

покажи ручкой книгу, а потом отнеси ее мне;

покажи книгой ручку, возьми мяч и положи рядом с чашкой;

принеси мне чашку и покажи линейкой тарелку.

Если ребенок правильно показал, спросите: „Что ты показал? Чем показал?”

2. Подбор слов — названий предметов за счетные палочки.

За каждый ответ ребенок получает счетную палочку.

Что можно открыть? (Ответ полным предложением.)

Что можно поднимать?

Что можно доставать?

Поощряйте фантазию малыша, пусть он придумает что-то интересное.

3. Прошагивание слов.

Договоритесь, что слог будет равняться шагу.

Встаньте рядом с крохой.

Назовите слово, например „каша”.

Держа ребенка за руку, сделайте вместе с ним 2 ша-га (количество шагов равно количеству слогов в слове).

Вместе с прошагиванием проговариваются слоги: „ка” — ”ша”.

То же самое со словами: „самолет” (3 шага), „дом” (1 шаг), „собака”, „сыр” и т.д. Малыш говорит и шагает вместе с вами.

4 Закрепление пространственных понятий.

Повторите, где левая рука, правая, где верх и низ, где перед, где зад. Затем поиграйте: „Иди вперед. А теперь назад. Правой рукой возьми мяч. Левой почеши нос. Подними руку вверх, опусти вниз. Правой ногой топни”. Потом малыш может давать задания вам.

К садику готов?

Обычно программа в логопедических группах очень насыщенная, терять время нельзя. Хорошо организованный малыш сразу же находится в более мягких условиях: ему не надо напоминать, чтобы убрал свое рабочее место, внимательно слушал. К тому же многие игры ему уже знакомы, а значит, учиться будет легче и веселее.

А учиться в такой группе действительно здорово! Логопед обязательно обследует кроху. А это значит, что будет много новых интересных игрушек, картинок, заданий.

Когда все ребята обследованы, логопед проводит занятия и в группе, со всеми детьми (обычно их не более 13–15 человек), приглашает к себе в кабинет по одному и маленькими подгруппками. И опять же игры, игры, игры. Играют и за столами, и на ковре, и бегая по комнате.

Опытный логопед знает, как распределить нагрузку на протяжении всего занятия, чтобы и результат обучения был, и усталость не накапливалась.

Но если ваш кроха не был подготовлен к садику и с трудом воспринимает необходимость заниматься дома, не стоит делать из этого трагедию. У многих малышей это всего лишь вопрос взросления и привычки. Есть несколько маленьких маминых хитростей, как помочь ему получать удовольствие от занятий. Вот они:

Во-первых, перед занятием ознакомьтесь с записями логопеда, убедитесь, что все поняли.

Во-вторых, подготовьте все необходимое в том месте, где вы планируете заниматься: игрушки, картинки, клей и т.д. Во время этих приготовлений ваш малыш вполне может заинтересоваться происходящим и пожелать принять участие, что, естественно, вы тут же должны поощрить.

В-третьих, выбирайте такое время для занятий, чтобы ребенок был здоров, спокоен, не хотел спать, есть, ничто бы его не отвлекало.

! Занятия никогда не будут эффективными, если вы принуждаете кроху. Даже если вы добьетесь результата, он не восполнит психологических потерь, которых будет значительно больше.

Автор: Наталия Пятибратова, логопед высшей категории

 

Упражнения для губ, язычка и дыхания

Артикуляционная гимнастика

Прекрасно подготовит ротик вашего крохи к постановке звуков. Все упражнения делайте ежедневно по 5–7 минут перед зеркалом. Каждую игру сначала покажите малышу, затем сделайте с ним вместе, а уж потом ожидайте результата.

Упражнения для губ

„Улыбнись маме”

Губы растянуть в улыбку. Удерживать их в улыбке 5–7 секунд.

„Поцелуй маму”

Губы вытянуть трубочкой. Удерживать их в этом положении 3–5 секунд.

Упражнения нужно чередовать.

Упражнения для щек

„Шарик”

Надуть обе щеки, затем левую и правую попеременно.

„Шарик лопнул”

Пусть малыш надует обе щеки, а выдыхает воздух очень медленно через губы, сквозь маленькую дырочку.

Упражнения для мимических мышц лица

„Папа сердится”

Нахмурить брови, удерживать позу 3–4 секунды.

„Мама удивилась”

Удивленно поднять брови. Учимся прищуривать глаза — многим это дается ох как непросто!

Упражнения для язычка

„Домик язычка”

Широко открыть рот, высунуть язык, держать 2–3 секунды, убрать обратно в „домик”.

„Вкусное варенье”

Кончиком языка пусть малыш попробует облизнуть верхнюю или нижнюю губу. Проверено — верхнюю труднее, но пробовать мы все равно будем!

„Накажем непослушный язычок”

Рот открыть, высунуть язычок, покусать его зубами.

Игра с ложечкой

Развивает чувствительность языка. Приготовьте чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной. Кроха закрывает глаза и высовывает язычок. Опустите ложку сначала в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку ребенка. Пусть угадает, теплая ложечка или холодная. Потом охладите ложку в стакане с холодной водой — угадает ваш малыш, как вы думаете?

Дыхательные упражнения

„Кораблики”

Налейте воду в большой таз, набросайте туда шариков для пинг-понга. Пусть кроха вдыхает воздух через нос и с силой выдыхает через рот, дуя на шарики-кораблики. Поплыли! Только, чур, не увлекаться, а то голова закружится.

„Упрямая свеча”

Зажгите свечку, поставьте перед малышом на стол. Надо тихонько дуть на пламя свечи так, чтобы оно не гасло, а только отклонялось. Развивает контроль за выдохом, что крайне важно при постановке звуков.

„Море в стакане”

Нет ничего легче — кроха просто учится дуть через соломинку, опущенную в стакан с водой. Главное — длительный выдох.

„Снежинки”

Положите малышу на ладошку кусочки белой ваты. Легонько выдохните через рот — и вот ваши снежинки полетели! Можно тренировать и длительный, и короткий выдох.

Источник: Журнал "Мой ребенок"




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"