Развиваем слух у ребенка

Музыка нас связала...

Развиваем слух у ребенкаДаже если у родителей отношения с музой Полигимнией не сложились, начинайте напевать крохе как можно раньше

Когда лучше приучать малыша слушать прекрасные мелодии? Специалисты советуют приступать к воспитанию музыкального вкуса, когда малыш еще в животике, и продолжать сразу после рождения.

Упражнения для будущей мамы

Какая мама не мечтает воспитать одаренного и счастливого ребенка? А ведь развитие детских талантов во многом зависит от родителей. У ребятишек нужно развивать любые способности, разумеется, и музыкальные.

Еще с давних времен было известно, что музыка стимулирует работу мозга, развивает внутреннее ощущение прекрасного, наполняет и обогащает духовный мир человека. Хотите, чтобы ваш сын или дочь выделялись среди сверстников достойными уважения музыкальными пристрастиями, отличным слухом? И, как следствие, имели способности к изучению иностранных языков (ведь хороший слух предполагает образцовое произношение и языковые способности)? Тогда начните заниматься музыкой с крохой как можно раньше.

Многочисленные медицинские исследования показали, что ребенок слышит и различает звуки с 5-го месяца беременности. Опираясь на собственный пока небогатый опыт, могу сказать, что мой кроха начал „слышать” звуки гораздо раньше. Опытные мамочки говорят то же самое. Особенно благотворно на меня и моего маленького человечка действовали спокойные, ласкающие слух мелодии, несомненно, обладающие еще и врачебными свойствами. Как-то сами собой проходили невыносимые приступы тошноты, характеризующие первый триместр беременности. А как недоволен был мой маленький „футболист” громкими звуками динамика в кинотеатре! Тогда мне казалось, что он вот-вот выпрыгнет наружу. Таким образом ребенок реагирует на уровень громкости и музыкальный ритм. С 6 месяцев он уже может шевелить ручками и ножками „в такт” и даже улыбаться, если мелодия ему нравится.

Специалисты рекомендуют беременным женщинам не увлекаться мелодиями, в которых присутствует большое количество низких частот и резких или высоких звуков (вспомните описанный случай в кинотеатре!). Это травмирует малыша и впоследствии может потребовать гораздо больших усилий для развития музыкального слуха.

„Палочкой-выручалочкой” для мамы станет классическая музыка. Все без исключения специалисты советуют давать малышу слушать Моцарта (например, отрывки из оперы „Волшебная флейта”, 2-ю часть „Маленькой ночной серенады”), Вивальди („Зиму” из „Времен года”), Чайковского (вальсы из балетов). Эта музыка успокаивает кроху. Подходят малышу Бах, Брамс, Бетховен. А вот „неструктурированная” музыка рок-групп способна даже вызывать выделение в организме так называемых стресс-гормонов, стирающих значительную часть хранившейся в мозге информации.

Кстати, о великом Моцарте: 10-минутное прослушивание его фортепианной музыки заметно улучшает мозговую деятельность и повышает уровень интеллекта, который исследователи измеряют коэффициентом умственного развития (IQ).

В связи с этим широкое распространение получило применение так называемого „Моцарт-эффекта”, когда любые занятия сопровождаются чарующими звуками музыки Моцарта.

Беременной женщине на прослушивание лучше выделять 15 минут в день. На подсознательном уровне ребенок воспринимает настроение мамы, поэтому во время музыкального сеанса отбросьте все неприятные мысли и думайте только о хорошем.

Помните, что от ваших пристрастий во многом зависит будущий музыкальный вкус еще не рожденного человечка. Доказано, что малыши узнают и в будущем предпочитают ту музыку, которую они слушали еще в мамином животике. С ней у них связаны самые приятные воспоминания.

Диски или колыбельные?

И вот долгожданное счастье: ваш малыш, здоровенький, крепенький и самый красивый, наконец-то появился на свет! В первые месяцы жизни кроха адаптируется к новой среде, и его родителям надо стать постоянными и самыми верными помощниками своему ребенку в освоении мира. Хорошая музыка станет вам в этом подспорьем. Она оказывает положительное воздействие на функции дыхания и кровообращения мамы и малыша, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность слуховых и зрительных анализаторов, улучшаются внимание, восприятие, запоминание, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Малыш часто спит, но в минуты его бодрствования можно включать негромкую (ее звучание не должно превышать по громкости спокойную речь) музыку, которую он слышал во время беременности. Ребенок ее обязательно узнает, и она вызовет в нем чувства спокойствия и комфорта. Нельзя ставить магнитофон ближе одного метра к детской кроватке, и уж тем более надевать на кроху наушники, которые могут нанести ему акустическую травму.

И все же ни один диск, даже с самой распрекрасной мелодией, не сможет заменить живого маминого голоса.

Еще в 1913 году известный ученый В.М. Бехтерев писал о важной роли колыбельных песен в полноценном развитии малыша. Причем отсутствие музыкальных способностей у женщины — не повод отказывать своему ребенку в маминой песне на ночь.

Колыбельные чаще всего представляют собой простейшие мелодии, которые сможет пропеть любая мамочка, даже не обладающая идеальным слухом. С их помощью она общается со своим крохой, передает ему свою энергетику, любовь, нежность, ощущение тепла и защищенность. Пение помогает успокоить дитя, влияет на его будущий характер, физическое здоровье, степень психологической устойчивости.

Мама поет про гуленек, серых котиков, петушков, сверчков за печкой, и малыш понимает, что его любят. Он получает первые представления о мире и, кроме того, первые уроки языка, который, как доказано, лучше воспринимается именно через пение. Ведь оно обладает более широким частотным спектром, чем разговорная речь.

Излишне говорить о том, что колыбельные, как и любые другие песни, имеют свой ритм, такт, звучность, они также развивают музыкальный слух и прививают крохе любовь к музыке. Репертуар колыбельных огромен: народные, песни из мультфильмов и художественных фильмов. Выбирайте любые.

„Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Стали Митеньку качать.

Стали Митеньку качать,

Стал Митюша засыпать”.

„Лунные поляны.

Ночь, как день, светла...

Спи, моя Светлана,

Спи, как я спала:

В уголок подушки

Носиком уткнись...

Звезды, как веснушки,

Мирно светят вниз.

Лунный сад листами

Сонно шелестит.

Скоро день настанет,

Что-то он сулит?

Догорает свечка,

Догорит дотла...

Спи, мое сердечко,

Ночь, как сон, светла”.

„Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дают”.

Веселитесь, улыбайтесь, дарите вашему малышу положительные эмоции и будьте уверены: ваши занятия не пройдут ни для него, ни для вас даром! Получайте от них удовольствие!

Авторы: Светлана Костылева, консультант — Марина Зиновьева, педагог

 

Бусинки и краски

Когда малышу исполнится 1,5 года, начинайте упражнения на развитие музыкальных способностей. Для достижения максимальной пользы от занятий ребенку желательно что-то делать руками. Ручки благодаря таким упражнениям станут еще гибче и совершеннее, у малыша будет развиваться речь.

Возьмите миску с водой, разложите вокруг нее камешки и вместе с ребенком поочередно бросайте их в воду. Делать это можно громко или тихо. Чтобы упорядочить свои действия и придать им завершенность, напевайте „Весеннюю песенку”:

„Кап-кап, капает капель,

Кап-кап, с песней веселей!

Ручейки задорные

мчатся под уклон,

Ветки, как кораблики,

сходят с верфи крон”.

Старайтесь бросить камешек на каждое слово „кап”.

Усложните первое упражнение, добавив в миску мыльных пузырей. Выдувайте пузыри через трубочку. Пропели отрывок мелодии — отрезали часть трубочки.

Берем дешевенькие бусы, разрезаем их. Напеваем на любой мотив простую песенку и делаем остановку после каждой строчки. Привлекаем внимание малыша бусинкой:

„На волшебных ниточках

Эта бусинка —„до”,

Бусинки висят.

Эта бусинка — „ре”,

Не простые бусинки —

Эта — „ми”,

Все они звучат.

Эта — „фа”,

Ожерелье славное,

Эта — „соль”,

нотное оно,

Вот и „ля”,

Мне в подарок мамою

Вот и „си”.

Преподнесено”.

С той же песенкой чуть позже можно потихонечку учить малыша нотной грамоте. Для этого заранее насыпьте на клей пшено, сделайте нотный стан и наклеивайте на него отрезанные бусинки.

Подожгите бумагу (или нитку), соблюдая меры предосторожности. Бумага горит — поем песенку, сгорела — песня прекращается:

„Гори-гори ясно,

чтобы не погасло,

Гори-гори ясно,

чтобы не погасло,

Солнышко смеется

громким красным смехом,

Гори-гори ясно,

чтобы не погасло!”

Успокаивающе на ребенка действуют упражнения со свечой. Хорошо, когда во время горения свечи звучит расслабляющая музыка. Малыш обычно зачарованно смотрит на огонь. Когда мелодия закончится, позвольте ему самостоятельно задуть свечку — это хорошее упражнение на развитие дыхательной системы. Воск накапайте на ткань или в воду и посмотрите на образующуюся композицию, а затем перенесите рисунок на бумагу.

Купите малышу краски и научите его наносить их на бумагу под музыку. Используйте при этом ритмичное словосочетание-припевку:

„Желтой (красной, синей,

зеленой) краской на бумаге

я оставлю след”.

Для обогащения слухового опыта ребенка можно наигрывать простейшие звуки при помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубенчика, дудочки. Постукивая по определенному предмету, шурша оберткой конфеты, слушая, как высыпается крупа из банки, поиграйте с ребенком в занимательную игру „Угадай, что звучит”.




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"