Выбираем детский конструктор

КонструкторДля маленьких детей очень важна игра. Дети играют всегда, каждую минуту своей жизни. Играя, они познают себя, окружающий мир, знакомятся с назначением предметов, их свойствами, постигают правила взаимоотношений с людьми, учатся выражать свои эмоции. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, игра, являющаяся основной деятельностью ребенка младшего возраста, социализирует его. В игре формируются первые учебные навыки счета, чтения, письма. Чтобы научить ребенка чему-то, сделав это увлекательно и интересно, нужны развивающие игрушки и игры , которые появляются в доме одновременно с рождением малыша. Игрушки должны быть не только красивыми, прочными, безопасными, но и способствовать детскому развитию. К числу наиболее интересных игрушек для детей относится детский конструктор.

Как все начиналось

Первый конструктор появился в 1901 году, а изобрел его бухгалтер из Ливерпуля Фрэнк Хорнби. Он придумал новую разновидность детской игрушки, продавалась она в маленьких коробочках с надписью «Механика для начинающих». В коробочке лежали миниатюрные металлические балки и уголки с просверленными в них дырочками, а также колесики, ролики, скобочки и прочая всячина. С помощью винтов, болтов и гаек все эти детали можно было соединять друг с другом и строить из них модели мостов, кранов и разных машин. К набору прилагались гаечный ключ и отвертка. Кажущаяся сегодня простой и очевидной идея детского конструктора в начале прошлого века произвела сенсацию.

Какие бывают конструкторы

В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша.

Конструкторы бывают самые разные, в зависимости от материала деталей, их размера, количества.

• деревянные, металлические, пластиковые, магнитные, бумажные, мягкие (тканевые);

• по назначению для определенного возраста ребенка - для маленьких детей обычно используются крупные, легкомоющиеся детали, для деток постарше - уже появляется разнообразие размеров, текстур, ну а для детей старшего возраста уже используются конструкторы с основами моделирования.

• также дифференцируются конструкторы и по числу деталей: для малышей предпочтительно выбирать конструкторы с небольшим количеством деталей, постепенно увеличивая их число, чтобы не рассеивать внимание ребенка на этом многообразии, а научить его сначала взаимодействовать с несколькими элементами. Для детей постарше количество является как раз важным условием, так как бурное воображение диктует ребенку создавать как можно больше фигур, делая их с каждым разом все интереснее и разнообразнее.

Но, пожалуй, многие из них похожи в одном – это разноцветные, яркие, привлекающие внимание детали.

Конструкторы развивают:

-концентрацию внимания,

- творчество,

- воображение,

- моторику,

- интеллект,

- эмоции.

Каждому - свое!

Одной из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их можно использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков: есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений.

К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков.

К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми. Интересная постройка может давать толчок к новой игре или менять ее направление. В свою очередь в игре для каждой куклы или собачки нужен свой домик, кроватка, стол. Горки для катания шариков, домики и мебель для кукол, гаражи, мосты и целые города – все это можно построить из разнообразных строительных наборов.

В последнее время появляется все больше тематических наборов для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок. Есть такие же наборы, позволяющие воспроизводить сцены из современных фильмов: человек-паук, Гарри Поттер и др. Часто такие игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры. Персонажи – куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или самостоятельно придуманные.

К концу дошкольного возраста конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.

Начиная с 6-7 лет можно предложить ребенку более сложные по способу крепления и более абстрактные конструкторы, например с болтовым соединением. Наиболее известными среди них являются металлические конструкторы. Их детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны, вертолеты и т.п., а также дают возможность познакомить ребенка с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.

Как выбирать конструктор

В первую очередь следует ориентироваться на возраст ребенка: для самых маленьких лучше подбирать конструкторы с деталями среднего размера, которые малышу удобно брать в руки (от 5 до 10 см). Чем старше ребенок, тем меньше или, наоборот, больше могут быть детали.

Часто наборы конструкторов комплектуются слишком маленьким количеством деталей, что сильно ограничивает их возможности. Для маленького ребенка этого количества достаточно, а для ребенка постарше нужно либо покупать несколько комплектов, либо выбрать другой конструктор с большим количеством элементов. Особенно это касается дорогих конструкторов, когда из одного набора (а то и нескольких таких наборов) просто невозможно создать что-либо, кроме двух-трех конструкций.

Сейчас появилось много наборов для постройки одного определенного объекта (домика, лошади, вертолета, скелета динозавра и т.д.). Они могут быть из разных материалов: мягкого и твердого пластика, металла, дерева. Как правило, самостоятельно собрать такую модель дети могут не раньше старшего дошкольного возраста, 5-6 лет (т.к. делать это приходится по приложенному рисунку или схеме). Поэтому, выбирая такой конструктор, следует подумать, сможет и захочет ли ваш ребенок играть в такую игрушку. Например, построенный домик может оказаться слишком маленьким или непрочным для игры. В таких случаях хорошо выбирать конструкторы из одной серии, где можно соединять вместе детали из разных наборов.

При небольшом количестве деталей следует обратить внимание на цвет, чтобы постройки не получились слишком пестрые. Часто достаточно одного цвета (например, деревянные конструкторы хороши и без окраски). При большом количестве деталей, когда есть возможность строить, не только ориентируясь на форму, но и подбирая детали по цвету, может быть несколько сочетающихся друг с другом цветов.

Также нужно обратить внимание на наличие или отсутствие упаковки. Хорошая коробка поможет хранить игрушку, а также воспитать в ребенке стремление к порядку и аккуратности.

Уборка конструктора - вопрос деликатный. Конечно, если по полу разбросаны отдельные детали, то их надо убрать в коробку или шкаф. К тому же, малыши до 3 лет не придают большого значения собственным постройкам. Однако после 3 лет дети становятся очень чувствительны по отношению к собственному творчеству. И они хотят еще некоторое время посмотреть на свою работу или приобщить данную фигуру к другой своей игре. Поэтому детей постарше не нужно заставлять собирать игрушки немедленно.

Но самая основная задача - сделать купленный конструктор интересным и привлекательным для ребенка: поиграйте вместе с ним, придумайте оригинальное задание. С другой стороны, не следует все время показывать и объяснять, как и что надо сделать: дайте возможность малышу самому поэкспериментировать с материалом и что-нибудь придумать.

Автор: Виктория Соколова

Источник: Интернет-магазин игрушек "Жили-были"




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"