Раннее развитие ребенка: оборотная сторона

Оборотная сторонаО пользе раннего развития ребенка говорят везде, и это вроде бы очевидно. Но любой процесс имеет и обратную сторону. Гуляла недавно с дочкой на детской площадке. Молодая мама пыталась обучать своего ребенка цветам, задавая вопрос:

- Покажи мне красное колечко, покажи зеленное. Девочка сразу в крик и слезы. Моя Катя, желая помочь, показала и красное и зеленое колечко. На что та мама высказала своей дочке:

- Вот видишь, девочка знает, а ты нет! (Это при том, что Кате на тот момент было уже 2 года и 11 месяцев).

Я спросила у мамы, сколько же лет ее девочке (вижу же, что маленькая). Оказалось 1 год и 7 месяцев.

Потом пожаловалась мне, что девочка совсем (!) не хочет учиться. Это при том, что ребенок еще даже не разговаривает! Видите ли у ее знакомой дочка уже различает цвета, а ее девочка нет.

Так и хотелось спросить:

- А в три года вы в школу пойдете?.. Но мама бы меня не поняла, да и кто я такая, чтобы комментировать ее способ обучения?

Раннее развитие - кому больше необходимо?

Мы в погоне за ранним развитием, за модным понятием, забываем про самого ребенка. Кому нужно, чтобы ребенок в год и 7 месяцев знал цвета? Ребенку? Или все же маме, чтобы она могла похвастаться достижениями ребенка перед другими мамочками? Для того чтобы она не краснела за своего ребенка? Вы, наверное, и сами замечали, как ребенок быстро схватывает ту информацию (даже если она и сложная), когда она ребенку действительно необходима, например, те же правила игры. И не нужно никакого нажима на него, иначе все попытки чему-нибудь научить окажутся совершенно бесполезными. Ребенка в 2 (а то и раньше) года тащат на курсы раннего развития, даже если ребенок сопротивляется всеми силами. Так ведь модно же! Можно потом хвастаться перед подружками, что ребенок на курсы ходит, потом музыкальная школа, танцы, школа изобразительных искусств, спортивная секция... Ребенку все время твердят: «Надо! Надо! Надо!» И даже если вначале ребенку нравилось посещать секции, ходить на занятия, то постепенно, когда эти занятия превращаются в рутину, интерес пропадает, появляется негативное отношение к занятиям и ко всему обучению в целом.

Каюсь, сама попалась на эту удочку. Мы год отходили на занятия по танцам, дочка сначала с восторгом бежала на занятия, с утра пораньше будила меня и подгоняла, чтобы мы не опоздали. Но вдруг ребенок наотрез отказался ходить на занятия. Первых несколько занятий я все же пыталась заставлять ее заниматься. Были слезы, уговоры, крики. А как же, я уже за месяц вперед оплатила занятия. Пока я сама сказала себе: "Стоп! Это ее полное право отказаться от занятий и не заниматься". После долгих расспросов (она еще не очень хорошо выражает свою мысль, ей вот-вот 3 годика исполнится) дочка сказала, что на занятиях ей скучно, что повторять много раз одно и то же ей не интересно. И разве ребенок виноват, в том, что занятия для малышей составлены таким образом, что им скучно? Или все таки в этом вина взрослых? Если уж маме (то есть мне) очень-очень хочется, чтобы ребенок все же занимался, то именно я должна обеспечить ребенку такие условия для занятий (например, пойти в другую школу для малышей или поменять педагога), которые удовлетворяют ребенка. Потому что это нужно именно мне, а не ребенку. Не будем кривить душой – раннее развитие ребенка в большей степени интересует маму, а не дитя.

Начиная заниматься с ребенком по разным методикам раннего развития, мы так увлекаемся этим занятием, что совсем забываем про ребенка, про его желания, физиологические потребности, в конце концов. Мы ставим перед ребенком планку, постоянно повышая ее. Мы сравниваем своего ребенка с другими, и нам начинает казаться, что ребенок недостаточно развит, начинаем с новым усилием нажимать на ребенка. Тем самым вызывая в нем нервозность, неуверенность в своих силах. Ответьте честно, когда вы в последний раз играли со своим ребенком? Не присматривали, постоянно одергивая: «Туда не лезь, это не трогай!» , не пытались чему-нибудь обучать, а именно играли, отставив все свои дела в сторону и погрузившись полностью в игру, получая удовольствие от игры и общения со своим ребенком, не важно, что это была за игра.

А как же духовное развитие?

Загружая ребенка огромным количеством знаний, совершенно забывают про его духовное развитие. Хотя именно духовное развитие определяет, каким именно впоследствии вырастет из ребенка взрослый – отзывчивый, душевный, уважающий чужую точку зрения и умеющий отстоять свою, подверженный чужому влиянию или имеющему свою жизненную позицию.

В моем классе учился мальчик, родители которого были профессорами в университете, остальные родственники были в той или иной степени связанными со сферой образования. Мальчик был очень умный, с ним действительно, очень много занимались. Закончил он школу с золотой медалью. Поступил в университет на престижную специальность. Почувствовав свою взрослость, он стал протестестовать против того давления, при котором он все время жил - ведь он был должен оправдать надежды родителей, они же в него так много вложили. В итоге, он связался с наркоманами, какое-то время кололся, через некоторое время он умер. Потому что оказалось, что кроме энциклопедических знаний, у него не было того стержня, который поддерживает человека, дает ему силы для преодоления трудностей, если можно так сказать, ведет по жизни.

Если оглянутся назад на школьные годы, то успехов в жизни в последствие добились не отличники с красными дипломами и золотыми медалями, а средние троечники, не обремененные большим количеством энциклопедических знаний. Зато у них была масса душевных качеств, таких как находчивость, чувство юмора и так далее. Права была преподаватель у нас в институте, которая говорила: «Вы думаете, в институте дают знания? В институте учат, где найти нужную информацию!"

Я совсем не против раннего развития, и двумя руками за него. Но я против однобокого развития, против чистых энциклопедических знаний, без духовного наполнения. На мой взгляд, не очень важно, освоит ли ребенок алфавит в 3 года или в 5 лет, он все равно его освоит, будет ли он уметь считать в 2 года, или его научат этому только в первом классе, все равно ведь научат. А вот духовным ценностям почти нигде не учат. Уметь ценить прекрасное, наслаждаться красивым, ценить человеческие отношения, уметь сопереживать – именно на эти аспекты следует обращать внимание, если вы хотите вырастить гармоничного человека.

Источник: www.svetan.ru




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ
  1. 12.11.2010 18:44:52   Оксана

    Очень понравилась статья.Полностью согласна с автором. А особенно понравилась фраза:«Вы думаете, в институте дают знания? В институте учат, где найти нужную информацию!"


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"