Мир Монтессори: пять чувств - пять пособий

Учимся воспринимать окружающий мир всеми органами чувств, все многообразие цвета, звука, ароматов, прикосновений, вкусов.

Сияние радуги, многоголосье ветра, ароматы цветов, нежность и тепло материнских рук, сочность плодов — все, что делает нашу жизнь яркой, эмоционально богатой, сердце ребенка отзывчивым и добрым. Сегодня мы продолжаем путешествие по стране чувств, которое предлагает педагогика Марии Монтессори.

Звоночки

Мир МонтессориДля развития слуха используют шумовые баночки и звоночки. Шумовые баночки учат находить одинаково звучащие пары и сравнивать между собой тихо и громко звучащие, выстраивать ряд от самого тихого до самого громкого, и наоборот. Пособие «Звоночки» или его еще называют «Колокольчики» предназначено для развития музыкального слуха. Пособие представляет собой набор из двух рядов колокольчиков — октава с тонами и полутонами. Внешне они абсолютно одинаковы. Колокольчики установлены на ножках: один ряд — на белых, другой — на деревянных. Они выстраиваются в ряд на двух подставках из белых и черных квадратов, как на клавиатуре пианино, и соответствуют основным тонам и полутонам. Получается необычный музыкальный инструмент, помогающий детям различать звуки, строить из них последовательные ряды и даже играть по нотам. Чудо происходит, когда малыш ударяет деревянным молоточком по колокольчику? Рождается удивительно чистый и красивый звук, который как бы повисает в воздухе и невероятно долго звучит, медленно утихая и растворяясь в пространстве. Малыш прислушивается и ищет такой же по звучанию колокольчик. Потом ребенок знакомится с порядком звуков в октаве (по музыкальной шкале). Он ударяет один за другим по звоночкам, которые расставлены в порядке от «до» до «си», и пропевает эти ноты. Позднее ребенок может исполнять несложные мелодии. Звучание колокольчиков настолько красивое, что дети замирают, заслушиваясь им. Работа со звоночками зачаровывает малышей, развивает и утончает их музыкальное чувство. «Колокольчики» — дорогое пособие, как и любой музыкальный инструмент. Поэтому дома для своего ребенка вы можете собрать набор колокольчиков, в котором будет два стеклянных, два глиняных, два металлических, два деревянных. А может, вы подберете таким же образом пары трубочек или свистулек.

Цветные таблички

Девчушка залюбовалась тем, что только что сама создала, даже смутилась и прищурилась. Перед ней то закручивалась, то разворачивалась словно зарождающаяся Вселенная, разноцветная спираль из цветных табличек. Эти цветные таблички — пособие системы Марии Монтессори. Пособие состоит из нескольких коробочек. В первой находятся три пары табличек основных цветов: желтого, красного и синего. Во второй лежат уже

11 пар цветных табличек: три основные, белая, черная, серая, зеленая, оранжевая, лиловая и коричневая. А в третьей в 9 отделениях по 7 табличек одного цвета, но разных оттенков: от самого светлого к темному. Занимаясь с этим материалом, малыш сначала знакомится с тремя основными цветами, затем с производными, а дальше с оттенками. Ребенок подбирает одинаковые пары табличек, знакомится с их названиями, определяет (теплые и холодные) оттенки. Это позволяет развивать цветовое восприятие малыша, утончает зрение, готовит к художественному творчеству.

Дома вы можете сделать похожее пособие из цветного картона. Или предложить малышу несколько цветных пластмассовых стаканчиков и цветные карандаши. Пусть он расставит карандаши по стаканчикам.

Баночки с запахами

Это пособие развивает обоняние ребенка. Две коробки, в каждой по шесть баночек разного цвета с сеточкой наверху, чтобы можно было понюхать, и крышечкой, чтобы запахи не выветривались (можно использовать обыкновенные баночки для специй). Малыша просят подобрать пары цилиндров с одинаковым запахом. В качестве наполнителя можно использовать специи: ваниль, перец, гвоздику, кофе, различные сорта чая, засушенные травы. Педагог показывает, как надо открыть баночку и понюхать. Цилиндр подносится к носу на расстоянии 4—6 см от него. Потом баночку закрывают и подбирают такую же по запаху. Когда все пары подобраны, чтобы убедиться в правильности, можно перевернуть цилиндры и на их дне обнаружить пары цветных контрольных кружочков. Малыши очень радуются, обнаружив, что метки совпадают.

Дома можно взять несколько горшочков и положить в них чеснок, кислую капусту, копченую колбасу, хлеб и так далее. Сверху затяните марлей и попросите малыша отгадать, что спрятано внутри.

Предлагайте ребенку перед едой почувствовать запах фруктов, овощей и других продуктов.

Приближается чудесная пора цветения. Гуляя на улице, вдохните ароматы начинающих цвести сирени, жасмина, боярышника и других растений. Учите ребенка чувствовать разнообразие запахов и различать их. Это развивает восприятие малыша, его речь, утончает чувства.

Вкусовые бутылочки

Классическое пособие по системе Монтессори «Вкусовые баночки» — предлагает познакомить ребенка с четырьмя основными вкусами: сладким, соленым, кислым (лимон) и горьким (сухая горчица или тертый миндаль) и подобрать пары одинаковых вкусов. Степень концентрации должна быть допустимой. Для того чтобы один вкус не перебивал другой, между пробами предлагают выпить водички. Можно предложить построить ряд от самого сладкого к менее сладкому.

Дома можно предложить малышу поиграть. Приготовьте несколько кусочков фруктов, овощей или положите на тарелочку нарезанные кусочками сыр, кусочек курочки, грибок или что-то другое. Попросите закрыть глаза и дайте попробовать одно из угощений. Пусть малыш попытается отгадать, что вкусненького попало к нему в ротик. Дети любят такие игры.

Можно расширить вкусовые ощущения малыша. Каждый раз, предлагая ребенку новый продукт, обратите внимание не только на его запах, но и на его вкус, назовите его, опишите возникающие ощущения.

Тепловые таблички

Каждый раз, когда мы предлагаем малышу открыть новую коробочку, это вызывает у него все большую и большую заинтересованность, так, как он уже знает, что она таит в себе какое-то необычное задание, какой-то секрет. В этот раз мы покажем малышу маленькую коробочку с несколькими отделениями, в которых лежат пары одинаковых табличек, сделанных из разных материалов: дерева, стекла, металла, мрамора, войлока.

Познакомим его с тепловым восприятием, потренируем термическое чувство.

Таблички выкладывают полукругом, действие начинается слева, как и письмо. Первыми, берут таблички наиболее контрастные по тепловым ощущениям, например деревянную и металлическую. Педагог показывает, как к ним прикоснуться. Он прикладывает к табличке нижнюю тыльную часть ладони, наиболее чувствительную. Глаза при этом немного отводит в сторону. Предлагая малышу как бы прислушаться к новому чувству, которое будет зарождаться в нем. Взрослый определяет, что слева теплая, а справа холодная. Потом предлагает это сделать ребенку. Затем ищут таблички одинаковые по теплопроводности. Работа продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Между каждым ощупыванием надо нейтрализовать полученное ощущение — сенсибилизировать, чтобы более точно прочувствовать новое. Предложите ребенку завязать глаза. Это позволит ребенку сосредоточиться на своих ощущениях и вызовет дополнительный интерес. Вид и качество табличек является их визуальным контролем.

Дома для своего малыша вы можете сделать свою волшебную коробочку, в которую можно положить два плоских камушка, два зеркальца или стеклышка (позаботьтесь о том, чтобы край был обработан), два пробковых подстаканника, два кусочка войлока, две металлические крышки. Предложите ему определить, что теплее или холоднее, постройте ряды по теплопроводности.

Дайте малышу возможность отличать сенсорные впечатления от цвета, звуков, вкусов, запахов, тактильных ощущений. Это позволит ребенку исследовать самого себя и окружающий мир, активизирует его мыслительную деятельность, сделает жизнь более богатой и яркой.

Автор: Виктория Малик

Источник: Журнал "Детки.lv"




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"