Когда учиться читать и считать?

Когда учить читать?Уважающие себя мамы и папы хотят, чтобы их малыш научился читать и считать как можно быстрее, желательно в младенчестве. Так ли это необходимо?

Спор о раннем развитии разгорелся давным-давно. В те времена, когда человечество с удивлением обнаружило, что главная ценность кон­кретного индивида — не внешняя привлекательность, графский титул, сила или (даже!) деньги. Как только мир понял, что одна отдельно взятая личность, обладающая недюжинным интеллектом и гибким мышлением, способна положить на лопатки красоту и силу, заработать деньги и заставить мир игнорировать отсутствие у нее титула, вектор родительского воспитания моментально сместился в сторону раннего развития. Сейчас это напоминает иллюстрацию к древнеримскому Citius, altius, fortius! („Быстрее, выше, сильнее!”).

Вообще умение читать стало для со­временных родителей своеобразным рубиконом, преодолев который малыш автоматически может записать себя (и своих маму с папой) в успешные личности.

Но есть ли смысл гнаться за рекордами? Об этом мы решили поговорить с практи­кующими психологами, дефектологами, воспитателями. Выяснилось, что взгляды на раннее развитие у них хоть и отличаются, но не настолько сильно, чтобы не дать родителям некие ориентиры, с которыми вполне можно сверяться.

„Цветные” уроки для младенца

Начнем с терминологии. Дело в том, что многие понимают термин „раннее развитие” как овладение навыками раньше, чем положено по возрасту. То есть в 2 года кроха уже умеет читать, в 3 — умножать, в 5 — решать проблемы общечеловеческого масштаба. На самом деле ранним считается возраст от 1 года до 3 лет, и соответственно, раннее развитие — то, что происходит с малышом в эти годы. А происходит многое. По сути, именно до 3 лет закладываются основы мышления, речи, памяти, воображения — всех психических процессов, без которых „человеческому детенышу” не быть „человеческим”.

Мы, кстати, не зря сейчас вспомнили Маугли.

ТАТЬЯНА ЛОБЗИНА, директор детского центра:

„В психологии существует понятие „сенситивный период” — это время, в которое мозг ребенка наиболее восприимчив к освоению нового, причем для каждого блока информации сенситивный период свой. К примеру, если до 6 лет ребенок не овладел человеческой речью, он уже не сможет научиться говорить так, как мы с вами. Опыт воспитания найденных в лесу детей-маугли это подтверждает. Ведь эти мальчики и девочки родились совершенно нормальными. Живи они в семье, успешно развивались бы, ходили в школу. Но так случилось, что их дошкольное детство прошло среди зверей, в лесу. И все функции, которые развились бы в них в обычных условиях, оказались потерянными практически безвозвратно. Дети так и не научились говорить, есть с помощью ложки, носить одежду — по сути, они не стали людьми”.

Вот почему так много внимания уделяется раннему развитию: научиться танцевать или решать интегральные уравнения можно и в 15, и в 20, и даже в 35 лет. А вот научиться быть человеком (говорить, мыслить, жить в обществе людей) — только до 7 лет. Потом — слишком поздно…

Но сенситивный период, как правило, имеет не только верхнюю границу, но и нижнюю. И об этом родители часто забывают. Нет, младенцев не пытаются научить вышиванию крестиком. Однако многие мамы и папы вместе с погремушками развешивают вокруг кроватки своего малыша еще и буквы — чтоб чадо пораньше начинало образовываться.

ИРИНА ЕФРЕМОВА, дефектолог:

„Если хочется как можно скорее приступить к занятиям с ребенком, я бы посоветовала начать с цвета. Эти уроки можно проводить с того момента, как младенец научится фокусировать взгляд. Мама подносит к кроватке крохи яркие предметы базовых цветов: синего, красного, желтого, зеленого — и сообщает малышу: „Это синее ведерко”, „Это желтый утенок”. Впоследствии ребенку будет гораздо проще разбираться в цветах. В принципе, таким же образом можно показывать младенцу и буквы”.

ГАЛИНА КАЛИНИНА, психолог :

„Демонстрировать буквы малышу не то чтобы вредно — просто бесполезно. Участки коры головного мозга, ответственные за работу с абстракт­ными символами (буквами, цифрами, математическими знаками), у младенца еще не готовы к работе. Возможно, ребенок и запомнит все 33 буквы алфавита, но запомнит чисто механически, не понимая, как этими сочетаниями палочек и крючочков можно манипулировать”.

„Знайки” или „соображалки”?

Нижнюю границу сенситивного периода для обучения чтению одни психологи и нейрофизиологи ставят на уровне 4, другие — даже 6–7 лет. То есть знания, усвоенные раньше этого срока, будут для ребенка совершенно бесцельны. И из-за них могут не усвоиться те, что должны прийти в свой сенситивный период, который в 3 года уже заканчивается…

Татьяна Лобзина:

„Давайте представим, что маленький ребенок — это корабль, который его родители отправляют в море (его путь развития). И мама с папой стремятся сделать это плавание как можно более комфортным, дать с собой как можно больше необходимых вещей. Несомненно, в мире существует масса прекрасного, все это хотелось бы видеть на корабле. Но если нагружать его чрезмерно, можно забыть положить нужное, а то и просто потопить корабль…” Так вот, знание алфавита (очень хочется выделить следующую фразу рамочкой и обозначить: „Вырежь и сохрани”) не является необходимым для ребенка до 3 лет. Такому малышу нужны совершенно другие навыки.

Галина Калинина:

„Если кроха не выучит до 3 лет ни одной буквы, в его дальнейшем развитии не случится ничего страшного, а вот если он не овладеет знаниями о сенсорных эталонах, у него не появится речь — это уже повод начать беспокоиться. Если малыш в 3 года не может минимально контактировать со сверстниками, не знает, как надевать колготки, не понимает, как самому спуститься с лестницы, не осознает, что к взрослому можно обра­титься за помощью, — это для любого психолога будет тревожным звонком. Даже если этот ребенок расскажет наизусть весь алфавит.

"Неправильно прожитое детство даст о себе знать и в дальнейшем”.

Итак, до 3 лет малыш должен овладеть вовсе не знаниями о буквах и цифрах. Сенсорные эталоны — вот что ему важно. Цвет, форма, величина — в этих категориях трехлетка может разбираться как настоящий дока. Поэтому занятия (хотя какие они занятия — самые настоящие игры!) с малышом лучше организовывать так, чтобы кроха мог сравнивать цвета („Принеси мне, пожалуйста, синий мячик!”), размеры („Давай соберем пирамидку — где у нас самое большое колечко?”), формы.

Лучшие игрушки для ребенка раннего возраста — всевозможные вкладыши (когда один предмет можно вставить в прорезь в другом), мячики, кубики, пирамидки. Следите только, чтобы цвета их были чистыми, классическими, а не серо-буро-малиновыми в крапинку.

Еще психологи и педагоги в один голос советуют иметь дома матрешек. Эта народная игрушка — одна из самых лучших „развивалок” в мире.

1. Матрешек можно выстраивать по росту (в науке это называется „создавать селекционный ряд”).

2. Их можно разбирать и собирать, то есть учиться соотносить величины.

3. Их можно вкладывать одну в другую.

Поэтому не пожалейте времени и денег — купите своему крохе матрешку. Кроме того, малышам очень пойдут на пользу манипуляции с пуговицами и петельками, замочками — все это развивает мелкую моторику, а значит, и речь. Так что чтение и счет — не самоцель и в более старшем возрасте.

Татьяна Лобзина:

„Знания имеют свойство устаревать, а их ценность — нивелироваться, поэтому гораздо важнее дать ребенку не сами знания, а умение их добывать. Простой пример: научили вы кроху читать в 4 года.

Никто не умеет, а он умеет. Вы горды и счастливы. К концу 1-го класса читать умеют уже все. Но оказывается, что важно было не читать, а:

а) уметь слушать учителя;

б) мыслить;

в) добывать новые знания;

г) уметь спокойно высидеть 45 минут урока;

д) выстраивать взаимоотношения со сверстниками”.

К слову сказать, в лицеях и гимназиях, куда детей принимают по конкурсу, заданий на конкретные знания бывает немного. Как правило, ребенка просят найти, какой предмет лишний в ряду, и объяснить почему. Или пересказать какой-то рассказ. В общем, педагогам не нужны „знайки”. Успешно в школе будут учиться вовсе не они, а „соображалки”. Делайте выводы.

Переходим к водным процедурам!

И все-таки каждой маме хочется, чтобы ее малыш рос самым-самым. И желание заниматься с чадом, водить его на разнообразные кружки и секции бывает обратно пропорционально возрасту сына или дочки. То есть чем младше ребенок, тем охотнее мамы увлекаются его развитием. В старших классах школы максимум, на что хватает родителей, — раз в месяц проверить дневник. Но мы — о младенцах.

Если вам действительно хочется, чтобы кроха рос гармоничной личностью, лучше на первом году жизни обратите особое внимание на его физическое развитие. И здесь неоценимую помощь может оказать грудничковое плавание. Сейчас во многих центрах учат малышей плавать с раннего возраста и внимательно следят за тем, как развиваются их „пловцы”.

ИРИНА ЕРМАКОВА, инструктор по плаванию:

„Прошлой зимой в самый разгар гриппа я зашла в группу для малышей... Батюшки, только наши „пловцы” здоровенькие! Все остальные болеют.

Занятия развивают дыхание, укрепляют сердечно-сосудистую систему, дарят гибкость и выносливость. Мы специально анализировали, с какой частотой болеют „пловцы” и обычные дети. Оказалось, что наши  водоплавающие” поддаются болезни в 2 раза реже и переносят простуды без осложнений. Еще одним откры­тием стал тот факт, что после окончания детского сада почти все „дельфинята” успешно поступили в гимназические классы или лицеи”.

Конечно, повышенную сообразительность шестилеток можно объяснить тем, что их мамы наверняка не относились равнодушно к развитию своих малышей. Если уж родители готовы с двухнедельного возраста заниматься с крохой плаванием, значит, они наверняка будут и в центры раннего развития его водить, и сами дома с ним заниматься. Но все-таки плавание и правда стимулирует развитие интеллекта. Дело в том, что в головном мозге центр развития речи находится в непосредственной близости от центра развития движений и мелкой моторики: стимулируя кроху двигаться, мамы тем самым развивают его интеллектуально.

А если есть проблемы?

Отказ от изучения букв в год вовсе не означает, что родителям нужно пустить развитие малыша на самотек и радоваться тому, что чадо сыто и довольно. Заниматься с крохой необходимо, стимулируя его интеллектуальные способности, физические, творческие. В этом большую помощь могут оказать воспитатели детсадов: в отличие от вас они видят ребенка в ситуации „взрослой” жизни (для крохи пребывание в садике — все равно что для вас в офисе: проблем и задач он здесь решает не меньше).

ЛЮДМИЛА МАСЛЕННИКОВА, воспитатель детского сада:

„Я часто сталкиваюсь с двумя типами родителей. Одни готовы водить своего малыша чуть ли не во все существующие в городе кружки и секции. Другие видят своего кроху идеальным и не слышат того, что им говорит воспитатель. А порой в одном родителе уживаются оба типа. Мамам иногда просто не с кем сравнить своего малыша. „Я сама в дет­стве была такая — и ничего!” — говорят мамы, которые не хотят замечать каких-то проблем в развитии ребенка. Но это ведь не аргумент. Во-первых, вы не знаете точно, какой были в детстве: семейная история имеет свойство со временем мифологизироваться. А во-вторых, чем быстрее мы выявим проблему, тем проще будет скорректировать развитие крохи”.

В общем, раннее развитие — это очень хорошо. И в школу лучше идти, уже умея читать и считать. Главное, не обрушивать на сына или дочку лавину знаний, которых он еще не в силах переварить. Вы же не кормите двухлетнего карапуза ресторанной пищей? Нет. Варите ему полезные кашки и супчики. Так и знания: они очень нужны малышу. Но — в свое время.

Автор: Светлана Сторожук, психолог

Что должен уметь малыш к 4 годам

1. Различать базовые цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный) и формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).

2. Иметь представление о величине, уметь выстраивать предметы „по росту”.

3. Иметь сформированную фразовую речь: говорить предложениями, задавать вопросы и отвечать на них (допустимо не произносить трудные звуки: „р”, „л”).

4. Рассказывать простые четверостишия.

5. Уметь действовать по инструкции взрослого.

6. Играть сюжетно: не просто качать куклу, а кормить, укладывать, лечить ее.

7. Самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, проситься на горшок. (Вообще-то последний навык должен сформироваться до 2 лет, но появление подгузников спутало все карты. В детских садах грустно шутят, что скоро пользованию горшком будут обучать в школе.)

8. Хорошо ходить, бегать, прыгать, кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2011




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ
  1. 1.8.2011 15:18:40   Ардак

    Очеь хорошая статья. а я не могла понять, почему стихи, которые дочь знала в 2 года, не могла вспомнить в 7-8 лет...

  2. 6.12.2011 18:55:27   Мадина

    А Вы помните, что было с Вами в 2 года? Мои первые воспоминания о детстве начинаются с 4 лет!

  3. 22.2.2012 10:35:20   Лилия

    Я тоже помню себя только где-то с 4х лет. И рассказывать стихи, учиться читать и писать я тоже начала после 4х, но при этом в школе всегда училась хорошо (на твердые "четверки").


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"