Кубики Зайцева: башня знаний

кубики ЗайцеваИз обыкновенных кубиков можно построить домик или башню. А из кубиков Зайцева вы с малышом построите целый дом знаний!

Создатель оригинальных кубиков с буквами-­складами, помогающих ребятам быстро научиться читать, — педагог из Санкт­-Петербурга Николай Зайцев, автор методик обучения математике, грамматике русского языка, иностранным языкам и даже... каллиграфии. Пособия по грамматике и обучению детей чтению разработаны не только для русского, но и для украинского, белорусского, татарского, казахского и других языков.

Зайцев и его последователи убеждены, что учиться, неподвижно сидя за столом, для малыша не только тяжело, но и противоестественно. На занятиях обязательно нужно двигаться, все хватать, трогать и даже пробовать на вкус.

Один из принципов Зайцева звучит так: весело познавать науки. А как? От конкретного и образного (вполне весомый и зримый кубик) через действие (например, когда малыш трясет кубиками, складывает их) мы продвигаемся к самому сложному, абстрактному — сложению из складов слова, обозначающего понятие. Для доходчивости все кубики разные — большие и маленькие, издающие звонкие и глухие звуки. К таблицам и кубикам прилагаются песенки.

Методика Н. А. Зайцева подходит всем детям без исключения. Малышам с задержкой в развитии она помогает научиться не только читать, но и говорить. Слабослышащие различают кубики по величине, цвету, весу, а слабовидящие — по звуку и весу. Метод Зайцева очень удобен также при изучении русского языка как иностранного.

Учимся читать

Еще Лев Толстой заметил, что самая маленькая часть речи — склад, а не звук. То есть такой слог, в котором сначала произносится согласный звук, а затем — гласный: „па”, „ми”, „се”, „ку”. Складом лингвисты считают и одиночные гласные и согласные: „а”, „к”, „б”. Прислушайтесь к себе: при произнесении звука „а” вы ощутите мышечное напряжение в области глотки, а уж затем почувствуете выдыхаемую струю воздуха. Значит, у вас получился склад. То же самое вы почувствуете, если произнесете „б”:

сначала плотное сжимание губ, а затем — воздушная струя.

В таблицах и на кубиках Зайцева представлены такие склады. Иногда они совпадают со слогами („ко­ро­ва”), но далеко не всегда („с­ла­ва”, „И­го­рь”).

Н. А. Зайцев приводит следующее определение: „Склады („заи”, zai­units) — акустические и произносительные единицы, их однобуквенные и двухбуквенные обозначения на письме”. Их формальные признаки в тексте такие:

1) отдельно стоящие буквы (кроме „ъ” и „ь”);

2) гласная в начале слова, после гласной, „ъ” или „ь”;

3) согласная перед другой согласной;

4) согласная с гласной, „ъ” или „ь”;

5) согласная в конце слова.

Всего кубиков 61. Их можно приобрести в собранном виде, а также комплект — картонные раскладки кубиков с наполнителями. Опытные родители утверждают, что картонные кубики удобнее, чем пластмассовые, так как в картоне более явно проявляются различия в звонком и глухом звучании.

По методике Зайцева нужно работать с таблицами, которые должны быть развешаны на стене, а под ними следует установить полки для кубиков. Ребенок работает с таблицами с помощью указки: смотрит вверх, а не горбится за столом, что помогает избежать вредной нагрузки на позвоночник. Читать таблицы можно, даже лежа на ковре или на кровати.

И кубики, и таблицы „поются” — в комплект включены аудиозаписи со специально разработанными песенками. Они записаны под аккомпанемент баяна и балалайки. Какой ребенок откажется послушать и спеть с мамой (или педагогом) веселую песенку? Склады и алфавит запоминаются легко и без видимых усилий.

Кубики Зайцева удобны тем, что ребенок учится читать и писать одновременно.

Наука наук

Н. А. Зайцев разработал много пособий для обучения математике, логике и геометрии.

В состав пособия „Счетные палочки Зайцева” входят палочки (точнее, брусочки, составленные из „единичек”­кубиков) и специальная доска с пазами и бумажные „купюры”. Доска окрашена в два цвета — синий („море”) и желтый („солнце”), что позволяет учить ребят счету в игровой форме.

Кого-­то смущают „купюры”, но детям, как правило, нравится такое „практическое” приложение полученных в ходе занятий знаний. В конце концов, это примерно то же самое, что игра в магазин, только в хо­де игры малыш не только при­обретает сугубо практические умения и навыки, но и учится производить различные арифметические действия.

Комплект „Тысяча. И еще...” включает числовую ленту, часики, карточки с числами и кубики, а также специально разработанные таблицы.

В числовой ленте четные числа изображены на черном фоне, нечетные — на оранжевом. Это помогает запомнить новые понятия. С помощью пособия „Тысяча. И еще…” дети могут изучить и понять и дроби, и степени, а пособие „Пифагор” научит складывать, вычитать, умножать, делить, считать в уме и освоить десятичные и простые дроби.

Когда начать заниматься?

Учить читать можно примерно с 2 лет, однако не возбраняется и раньше давать малышу в руки звучащие кубики, проводить вместе с ним распевки. Все это пойдет на пользу, если вам обоим будет весело и интересно!

Таблицы на стене читайте (или пойте) по горизонтали, вертикали, диагонали. Если вы делаете это с удовольствием, то дети на­учатся получать заряд позитива от складов.

Числовые ленты можно вывесить довольно рано, но занятия с пониманием их смысла вряд ли получится провести раньше 3­летнего возраста.

Те, кто критикует занятия по методике Зайцева, как правило, вообще негативно относятся к раннему обучению детей. Они считают, что ранний возраст предназначен для освоения более практических навыков. Если кроха еще не готов к восприятию сложных задач, нервная система может быстро истощиться, что приведет к ослаблению иммунитета. Занятия должны быть непродолжительными и не идти в ущерб прогулкам на свежем воздухе, активным играм.

Критика же методики Зайцева заключается в том, что слово должно раскладываться на буквы, соответствующие звукам, а не на склады. В конце концов, букв чуть более 30, а складов — более 200, их не так-­то легко запомнить! Правда, если ребенка учили „правильно” называть буквы („эм”, „эр” или „дэ”), ему потом трудно сливать их в слова: в сочетании „эм­а­эм­а” никак не узнать слова „мама”. В этом смысле выигрывают склады. Кроме того, увидев склады „ма”, „мо”, „ме”, ребята сами по написанию и звучанию выделяют общий элемент „м”.

Как говорят противники Зайцева, при обучении по складам у детей не развивается фонематический слух: они не могут ответить на вопрос, какая буква в слове идет первой, в середине слова, в конце. Критики утверждают также, что дети, обученные читать по складам, не понимают слова целиком, затрудняются с пониманием различных грамматических форм. Поэтому предлагайте малышу специальные упражнения на грамматику, не будьте рабом одной методики и ее слепым последователем.

Ну а теперь приступаем к практическим занятиям. Воспользуйтесь предложенными пособиями и начните с самых простых игровых заданий.

Задания на усвоение складов

С маленьким ребенком просто разглядывайте кубики, показывая и называя ему склады на разных гранях.

Следующие упражнения можно делать с крохой чуть постарше.

1. Возьмите склады с одним согласным и разными гласными (а в другой раз — с одним гласным и разными согласными) и постройте с ребенком „паровозик”, пропевая всю цепочку складов. Подберите кубики и постройте домики каждого гласного звука, заселите в домики любимые игрушки малыша.

2. Бросьте кубик на пол и попросите малыша прочитать то, что написано на верхней грани. Эта игра смешит детей, потому что кубики обычно укатываются куда­-нибудь, за ними приходится заползать под шкаф или бегать в коридор. А движение способствует не только развлечению, но и запоминанию. Поиграйте в прятки: вы прячете кубик, малыш находит и читает. В дальнейшем можно играть с целыми словами („Где мама?” — „Вот, под подушкой спряталась!” — про кубик).

3. Вы вытаскиваете кубик и просите ребенка показать соответствующий склад в таблице. Если это ему трудно, поменяйтесь ролями, а вы можете говорить за любимую игрушку.

4. Подберите набор картинок, например с изображениями животных. Разыщите с крохой склады, соответствующие издаваемым животными звукам („му”, „ку”, „ме”, „бе”…). Найдите на кубиках и/или в таблице с помощью указки склады, с которых начинается слово („ко” — „корова”, „ло” — „лошадь” и т.п.).

5. Распечатайте склады на отдельных листах бумаги, разложите на полу и просите ребенка озвучивать склад, когда он наступает на соответствующий лист.

6. Из складов можно сложить слова „мама”, „папа”, имена родителей и крохи, братьев­-сестер, дедушек­-бабушек, кукол и любимого кота. Делайте подписи в фотоальбоме.

7. Ребенку будет интересно собирать слова на какую-­то определенную тему. Это и вам поможет обогащать словарный запас малыша. Темы могут быть такие: животные, названия продуктов, ягод, цветов. Составив название животного вместе с ребенком („ко­ро­ва”), попросите его найти кубик со складом, соответствующим тому, как это животное „говорит” („му”), или показать этот склад в таблице.

8. Пройдитесь по комнате, „подпишите” кубиками названия всех предметов, которые вы встречаете по пути.

9. Веселая игра может получиться с „подписыванием” частей тела. Посмеетесь вдоволь!

Задания по математике

Сами сделайте числовую ленту — картонную полоску с написанными числами (для четных и нечетных чисел фон должен быть разным, например черным и оранжевым) и соответствующим количеством неких символов. По методике Зайцева ребенка надо ознакомить сразу со всеми числами от 0 до 99.

1. Начните с того, что вывесите числовую ленту на стене в комнате крохе. Попросите малыша найти какое-­то число.

2. Параллельно готовьте карточки с разными числами. Пусть ребенок, глядя на числовую ленту, расположит несколько чисел по возрастанию, а вы их назовете.

3. Разложите на столе несколько карточек с числами. Попросите малыша принести вам ту или иную карточку. Посадите несколько игрушек, дайте им карточки с цифрой и соответствующим количеством кружков. Вы будете доктором или машинистом поезда. Вызывайте игрушку по номеру, пусть кроха вам ее приносит.

4. Можно наклеить на имеющиеся дома машинки цифры, нарисовать на коробках кружки от 1 до 10 и искать для них гаражи с соответствующим количеством точек.

5. Разложите несколько шишек. Пересчитайте их вместе, нарисуйте нужное количество кружков на бумаге и найдите это число на числовой ленте. Уберите одну шишку и найдите на ленте предыдущее число.

Автор: Ольга Лисенкова

Консультант: Наталия Пятибратова, логопед и педагог

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2012




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2017

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"