Концентрируем внимание

Упражнения с закрытыми глазами помогают расслабиться и отдохнуть, а также служат для развития концентрации внимания

Каждому взрослому знакомы игры в жмурки и „тест на трезвость (когда нужно с закрытыми глазами стоять на одной ноге и указательным пальцем коснуться собственного носа). Известны также упражнения для корректировки зрения: приближение ладоней к закрытым глазам, движения глаз в стороны, вверх­-вниз и по кругу с закрытыми веками. В хатха­-йоге многие позы также рекомендуют выполнять с закрытыми глазами. В этом случае усиливается концентрация внимания и повышается эффективность занятий. Даже простое прикрывание глаз на минутку дает отдых нервной системе. Какие же упражнения и игры с закрытыми глазами можно выполнять одному или в веселой компании?

Домашнее задание

Вот несколько игр, в которые интересно и полезно поиграть с малышом дома.

- Пусть кроха с закрытыми глазами найдет нужную вещь, принесет ее и положит на место. К примеру, переложит книгу с дивана на письменный стол. Или уберет карандаш, лежащий на столе, в пенал.

- Дайте задание переодеться в приготовленную одежду с закрытыми глазами. Усложните задачу: вначале ребенку необходимо найти в комнате одежду для переодевания.

- Попросите малыша обойти боком комнату по периметру по часовой стрелке, затем против часовой стрелки с закрытыми глазами. Движение медленное, руки легко прикасаются к стенам и мебели.

- Пусть ребенок на книжной полке найдет на ощупь нужную книгу. Можно войти в комнату с книжным шкафом уже с закрытыми глазами. Вариации упражнения: найти вещь среди подобных на полке, в ящичке, сумке (это может быть игрушка, тетрадь, ключи).

- Займитесь с малышом самомассажем всего тела от стоп к голове или от макушки к стопам. Ладони перед массажем следует растереть. Приемы: пробежать по телу кончиками пальцев или поглаживать ладонями, медленно вести ладонями вдоль тела без прикосновений на расстоянии до одного сантиметра, чтобы тепло от ладоней чувствовалось. На выбор: отдельно правой или левой рукой, поочередно, обеими руками вместе. В древних, например греческой и римской, культурах массажам и самомассажам уделялось гораздо больше внимания, чем в сего­дняшнем мире. Хотя все современные исследования говорят о важности „гармоничного задействования” кожных рецепторов всего тела.

После выполнения подобных упражнений желательно похвалить кроху: „Как здорово у тебя получается! Ого, ты уже занимаешься как взрослый!” Девочке скажите: „Ты красиво двигаешься”. Мальчику: „Ловко у тебя получается! Ты просто молодец!”

Пары минут таких занятий вполне достаточно, чтобы почувствовать к ним вкус. Занятия по 5–10 минут оптимальны для быстрого отдыха, тренировки внимательности, умения ориентироваться. Получасовые задания подойдут для развития координации движений, тактильных ощущений, осторожности.

Играем вместе

Еще больше восторга у детей вызывают забавы с закрытыми глазами, в которые можно поиграть с мамой или друзьями.

- „Прилипала”

Ладонь ведомого „прилипает” к ладони ведущего. Для тренировки можно сначала „прилипнуть” к какой­-то поверхности — столу, стене, шкафу. Ведущий начинает движение рукой, затем кружится, идет в любую сторону. Вначале игрок следует туда, куда его ведут, с открытыми глазами. Задача ведомого — не терять контакт, идти как можно аккуратнее. Задача ведущего — придумывать интересные дви­жения. Затем ведомый закрывает глаза. Потом они меняются местами. Одна „сессия” длится примерно 3–5 минут.

- „Находка”

Игра представляет собой движение с закрытыми глазами по указаниям ведущего: „Два шага вправо, один шаг вперед, потянуться на носочках, открыть дверцу, взять игрушку…” Лучше, когда предметов поиска несколько. Например, это части конструктора или кисти для рисования.

- „Рисование на спине”

Мама рисует указательным пальцем значок или букву на спине малыша — через одежду все прекрасно чувствуется, а на пляже можно рисовать на голой спинке. Ребенок рассказывает, что на нем нарисовали. Задание слишком простое? Тогда делайте более сложные рисунки или рисуйте сразу несколькими пальцами. Движения при рисовании должны быть неспешными, четкими, только тогда кроха сможет их расшифровать.

- „Раскопки”

Для этого упражнения понадобятся сосуды (миски, тарелки, тазики, тазы) с разным содержимым (песком, гречкой, рисом, пшеном) и мелкие игрушки (из шоколадных яиц). Ведущий подставляет партнеру, у которого закрыты глаза, емкости с разным содержимым по очереди, партнер рассказывает, что именно он „видит руками” на ощупь. Давайте все более сложные задания. Найти в песке две конфеты, десять монет, пять бусин... Если задание хорошо выполнено, желательно оставить хотя бы одну находку в подарок удачливому искателю. За одну игру ставьте ребенку от 3 до 5 задач. Хорошо также спросить у малыша, что ему понравилось отыскивать больше всего, что было самое сложное, какой приз для него наиболее желанный.

Мы — команда!

Соревновательные игры хороши для любых детских праздников, утренников и вызовут бурное веселье, если будут проводиться с закрытыми глазами. В большинстве случаев помимо участников нужны „нейтральные наблюдатели”, которые следят за правильностью проведения соревнований, играют роль арбитров, при необходимости помогают младшим участникам.

- „Поздравляем!”

Задание — закрасить раскраску „Клоун” или вылепить с закрытыми глазами из пластилина слово „поздравляем”. По очереди каждому игроку дается возможность посмотреть на предстоящую работу. Далее ему завязывают глаза, дают материал в руки — и вперед! Игроки команды могут помогать советами: „Правее, левее, выше, ниже”. Участник с закрытыми глазами закрашивает свою часть рисунка, эстафета передается следующему. Победитель — команда, которая быстрее и аккуратнее раскрасит клоуна.

- „Видим цель!”

По „выпуклой дорожке” (узкий коврик, кусок каната; количество дорожек — по числу команд) ребенок с завязанными глазами и с мячом в руках приходит „на станцию”, разворачивается и кидает мяч следующему игроку своей команды. Тот ловит мячик, затем ему завязывают глаза, и он также идет по дорожке. Игра завершается, когда количество пойманных одной командой мячей достигнет 10.

- „Держим равновесие”

Держать равновесие в неудобных позах с закрытыми глазами гораздо сложнее, чем с открытыми, поэтому победитель выявляется быстро. Определите конкретную позу для всех участников, пусть сделают „ласточку”, „цаплю”. Чей игрок „всех перестоит”, та команда и побеждает.

Обычно после таких игр у детей улучшается настроение и координация, появляется блеск в глазах, повышается самооценка.

Минутка в темноте

Где и когда можно закрывать глаза?

В повседневной жизни помимо игр достаточно подходящих моментов! Это и приятные потягивания в постели при пробуждении, и чистка зубов, и переодевание, и минутка в лифте.

* В любой момент можно попробовать вслепую дотронуться до предметов: кончика собственного носа, любимой чашки.

* Хотя бы 1–2 раза в день полезны движения глаз с закрытыми глазами: вправо­-влево, вверх­-вниз, по кругу.

* Круговые движения головы. Покрутиться­-покружиться, найти нужное направление перемещения.

* Полностью сжать все мышцы тела на несколько мгновений и с удовольствием расслабиться.

* Дети мгновенно и с радостью подхватывают игру в „Ничего не вижу”: „работают поводырями”, находят на ощупь клады, а также рассказывают, что приятного и необычного они только что увидели своим „внутренним взором” и как это было здорово.

Текст: Татьяна Максимова, педагог­-психолог, специалист по развитию образной памяти

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", сентябрь 2012




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Сообщество ПДР весна 2018

Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Раннее развитие детей"