Развитие новорожденного

новорожденныйВы никогда не пробовали взглянуть на окружающую нас действительность глазами новорожденного? Это довольно увлекательно!

Малыш родился и поначалу спит до 22 часов в сутки. Как мудро это устроено природой: ведь и маме нужно отдохнуть и восстановиться после родов. Но давайте посмотрим на подобное положение вещей с точки зрения ребенка. Девять месяцев он жил в водной среде, в последнее время его плотно „спеленывала” матка. Кроха сосал пальчик, трогал свое личико, ножки, прикасался к стенкам матки.

Это для нас, взрослых, Земля красивая и уютная. А каково малышу? Жизнь в безводном, воздушном пространстве для него пока тяжела и непривычна. Скоординированные движения ему еще не даются. Пища перестала поступать по пуповине, теперь надо стараться и сосать мамину грудь самому, сколько насосешь — столько и получишь. Все это дается малышу с огромным трудом.

Ощущения от одежды, мокрых и сухих пеленок, звуки и шумы, которые окружают нас в повседневной жизни, — все они в новинку для крохи.

А сколько всего предстоит увидеть маленьким глазкам! Неудивительно, что младенец часто „отключается” и засыпает. Ему надо как­-то переварить полученные за день впечатления. А именно во сне мозг способен всесторонне обработать поступившую во время бодрствования информацию.

Так что на первом месяце жизни нам следует быть максимально бережными к крохотному человечку, пытаясь сделать процесс его адаптации к новым условиям приятнее и легче.

Не стоит сразу заваливать ребенка яркими погремушками с различными мелодиями — вы сами поймете, когда малыш будет готов к новым впечатлениям.

Этапы большого пути

За первые три месяца младенец совершает настоящий прорыв в своем развитии.

Социальные навыки. Кроха учится общаться, выражать эмоции с помощью голоса. Перед приемом пищи он по­дает сигналы о том, что голоден, а когда сыт, „воркует”, издает спокойные звуки. Такое „воркование” можно услышать уже в месяц­-полтора.

Постепенно оттачиваются и навыки восприятия речи: сначала младенец заново знакомится с голосом мамы. Скоро вы увидите, что если заговорить с ребенком ласковым или сердитым тоном, он будет реагировать по­-разному.

Неосознанная улыбка новорожденного сменяется настоящей улыбкой удовольствия к месяцу­-двум. Если этого не произошло к 3–4 месяцам, у родителей есть серьезный повод для тревоги. В целом мимика младенца к месяцу становится более выразительной, осо­знанной. Теперь вам не составит труда расшифровать эмоции ребенка.

Со временем (примерно к полугоду) ваш малыш уже сможет различать родных и чужих людей, радуясь первым и иногда очень пугаясь вторых.

Нежное мамино воркование с младенцем — лучший способ развития всех этих навыков. Разговаривая с ребенком, не забывайте делать паузы, чтобы готовить его к диалогу.

Развитие зрения и слуха. Почти сразу младенец начинает разглядывать ок­ру­жающие его предметы. Научиться фиксировать взгляд на чем­-то одном не так уж легко! Да и видят новорожденные пока только то, что находится неподалеку.

Естественно, первое, что привлекает внимание ребенка, — это то, от чего зависит его жизнь и хорошее самочувствие, а именно мама! Ее любимое лицо во время кормления и становится самым главным объектом для разглядывания. Пройдет совсем немного времени, и малышу не составит труда угадать по выражению лица, расстроена мама или весела. После разглядывания неподвижных предметов кроха освоит умение следить взглядом за предметом, передвигающимся в поле зрения вправо и влево, вверх и вниз.

Слух также становится острее. В норме ребенок к 1–3 месяцам должен поворачиваться к источнику звука или хотя бы искать его глазами.

Общая моторика. Малышу приходится заново знакомиться и со своим телом, которое стало вдруг очень непослушным. К 1–3 месяцам ребенок в норме умеет:

- болтать руками и ногами, лежа на спине, сгибать их и разгибать;

- поворачивать голову набок;

- лежа на животе, поднимать голову, пусть не слишком высоко, и удерживать ее не менее 10 секунд.

Постепенно, когда малыш натренируется опираться на предплечья, увеличится и время, в течение которого он сможет удерживать голову.

К трехмесячному возрасту здоровый кроха уверенно держит голову, находясь на руках у взрослого, и умеет держать головку прямо, если лежит на спине. Если ваш малыш пока неспособен на такие подвиги, возможно, это последствия родовой травмы. Проконсультируйтесь у педиатра, невролога и хирурга.

Мелкая (тонкая) моторика. Младенец тренируется без устали: сжимает и разжимает кулаки, подносит ручки ко рту и тянет их в рот, подносит ручки к глазам, чтобы их разглядеть.

К 2 месяцам кроха начинает активно двигать ручками и ножками, завидев интересный предмет или заслышав какой­-то интересный или необычный звук.

К 3 месяцам дети способны захватить удобную погремушку на какое­-то время, а потом произвольно отпустить ее.

Попробуйте вложить легкую погремушку в ручку младенца, лежащего на спине, — он будет смотреть на игрушку и манипулировать ею.

К полугоду формируется так называемый ладонный захват, когда ребенок берет игрушку растопыренными пальчиками, а затем прижимает их к ладони и „захватывает” предмет.

У мамы в животике ребенок привык к тому, что он слышит ритмичные звуки. В первую очередь это биение маминого сердца, мамины вдохи и выдохи, когда опускается и поднимается диафрагма. Он привыкает к ритмичным движениям наподобие укачивания, когда мама двигается. Поэтому новорожденные очень хорошо реагируют на звуки определенного ритма, а также на укачивание, например под нежную колыбельную.

Многим младенцам нравится покачиваться в слинге, пока мама ходит по дому. Они слышат привычные звуки (мамино дыхание, голос), чувствуют ее запах...

Нельзя резко встряхивать ребенка или укачивать его слишком сильно. Это может быть очень опасно!

Дошедшие до нас сквозь века крупицы мудрости предков кристаллизовались в колыбельных, присказках и потешках для малышей.

У всех песенок — свой ритм, помогающий организовать соответствующие песенке действия. Под колыбельную мама качает младенца, под присказку — касается лица и тела ребенка, двигает его ручки и ножки:

Потягушки­-потягунюшки,

Поперек толстунюшки,

В ножки — ходунюшки,

В ручки — хватунюшки,

В роток — говорок,

А в головку — разумок.

Эта присказка, например, помогает маме сделать ребенку легкий массаж и одновременно развлечь его, познакомить кроху с его телом и с тем, зачем нужны все органы! Вот сколько смысла в нескольких простых строчках.

Когда младенец подрастет, придет время потешек, в которых он активно участвует сам (например, „Ладушки”).

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", май 2012




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Физическое развитие грудничка"