Особенности общения у малышей
Дети с рождения отличаются друг от друга. Это касается и их склонности к общению. Когда стоит беспокоиться, а когда — признать особенности крохи?
Первые месяцы
В первые недели реакции малыша скорее физиологические, чем эмоциональные: он реагирует плачем на голод, боль, холод, усталость и т.п. Но постепенно он начинает осваиваться. В 2–3 месяца большинство детей узнают людей, которые за ними ухаживают, смотрят на лица, улыбаются, затихают, когда их берут на ручки. Почти все малыши испытывают удовольствие от физического контакта: им нравятся поглаживания, объятия, поцелуи. Подрастая, младенец начинает получать удовольствие от эмоционального общения и радоваться возможностям видеть и слышать новое. В три месяца малыш может испытывать радость, проявляя ее улыбкой или звуками. Обычно такие реакции у него вызывает общение со знакомым человеком. В этом возрасте дети более или менее консервативны.
Малыши по-разному реагируют на новых людей. Некоторые охотно идут на ручки и улыбаются любому. Другие признают только тех, кого видят постоянно, и начинают плакать, увидев чужака. Эти реакции — индивидуальные характеристики малыша. Многие из них зависят от его состояния здоровья. Скажем, недоношенные детки какое-то время могут немного отставать от ровесников в эмоциональном развитии. Кроха, которого мучают колики, менее позитивен и более избирателен в общении. В этом нет ничего страшного, ребенок развивается быстро и динамично: какие-то реакции меняются на противоположные, какие-то — действительно часть будущего характера, но они все равно принимают другие формы по мере взросления.
3-6 месяцев
Малыш широко улыбается знакомым и приветствует их радостными звуками. Он узнает не только тех, кого видит каждый день, но и тех, кто появляется раз в неделю (например, бабушку или няню). Дети начинают реагировать на выраженную мимику или интонацию. Например, начинают плакать, если мама делает недовольное лицо или ругается. Крохам нравится разглядывать свое отражение в зеркале. Они узнают на слух свое имя, реагируют на него. Дети уже плачут не только от ощущения физического дискомфорта: они зовут к себе, просят пообщаться. Ребенок может быть сухим и сытым, но требовать криком, чтобы мама взяла на ручки, или возмущенно плакать, если его кладут в коляску, когда ему хочется быть с мамой и „совершать обход” дома, разглядывая все вокруг. Большинство детей начинают в этом возрасте смеяться, проявляя радость.
Многих мам волнует вопрос: что делать, если нужно иногда оставить малыша с бабушкой или няней, а он плачет, когда видит кого-то помимо родителей? Или наоборот: нормально ли, что ребенок готов на ручках у незнакомца отправиться на край света, не пытаясь убедиться, что мама рядом? Обе реакции нормальны. По мере возможности вводите нового человека в круг общения ребенка постепенно, давая крохе шанс привыкнуть к няне или бабушке, проведите вместе с крохой несколько дней и только после этого оставляйте его на помощника.
Обсудите с врачом поведение крохи, если в 6 месяцев ребенок:
- издает меньше звуков, а сам лепет становятся менее разнообразным;
- не смотрит в лицо, не реагирует на мимику;
- не реагирует на знакомых, не улыбается им;
- не просится на ручки, не затихает на руках;
- спектр его эмоциональных реакций не расширился, а сузился за последние 2 месяца.
6-9 месяцев
Почти все дети теперь с помощью мимики проявляют удивление, радость, недовольство, страх. Они пытаются жестикулировать и общаться с помощью жестов. Они переводят взгляд, если мама указывает на знакомых людей и предметы, реагируют, если спросить: „А где папа?” Крохе нравится, когда с ним играют в „Ку-ку” и закрывают лицо руками: он пытается повторить и радуется, когда мамино лицо появляется вновь.
Если в первые 6–9 месяцев жизни ребенок привык, что он целый день с мамой, а вечером приходит папа, его будет сложнее оставить с няней или бабушкой, чем малыша 3–4 месяцев. Многие дети, которые раньше шли на ручки ко всем подряд, вдруг начинают дичиться. Если вы хотели бы оставлять кроху с кем-то, чтобы получить время для себя или для работы, сделайте это, познакомив ребенка с няней, дав им возможность провести несколько дней вместе в вашем присутствии. Несмотря на то что ребенок действительно уже многое понимает и имеет свои предпочтения, его недовольство новым человеком вовсе не означает, что ребенок его не принимает или что няня плохая.
Скоро годик
Малыш уже многое понимает, может выполнить просьбу „дай” или „иди сюда”. Использует жесты по ситуации. Например, по вашей просьбе делает „пока-пока”, а потом сам машет, когда кто-то уходит. Ребенок уже понимает слова „нет” и „нельзя” и иногда реагирует на запрет неудовольствием. Малыш обнимает близких, целует, любит возиться с ними.
В этом возрасте многие детки начинают негативно реагировать на чужих, даже если раньше воспринимали их спокойно. Реакция может вас обескураживать: ребенок прячется за маму, громко кричит — это нормально. Многие детки также начинают с подозрением, осторожностью, а иногда и страхом реагировать на новые места. Это не значит, что кроха растет нерешительным, просто он учится различать опасные ситуации, начал понимать, что они существуют и что их надо осмыслить. Это естественный этап для развития ребенка.
В целом линия поведения и общительности малышей в этом возрасте может быть очень гибкой.
Насторожитесь, если ребенок:
- требует жесткой рутины (например, громко кричит, если вы пропустили какой-то этап утреннего туалета);
- не замечает других детей (не все малыши стремятся играть с ровесниками, но они обычно обращают внимание на себе подобных, пытаются отобрать у них игрушки и т.п.);
- не улыбается в ответ, его мимика бедна;
- не реагирует на свое имя, не узнает его;
- может часами играть в монотонную игру в одиночестве в манеже, не нуждаясь в маме;
- не смотрит в глаза или отводит взгляд через долю секунды.
Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", июнь 2014.
- Добавлена: 03.07.2014
- Оценка: 0.0/10 (294)
Оцените данную статью по 10 бальной шкале:
-
КОММЕНТАРИИ