Что слышат, видят и чувствуют новорожденные. Часть 1.

Что умеют новорожденныеОказывается, новорожденные малыши видят, слышат и чувствуют намного больше, чем мы привыкли считать.

Несколько лет назад мир захватило модное увлечение — тамагочи. Все люди вокруг, от дошкольников до боссов, играли с электронными приборчиками, имитирующими поведение новорожденного крохи. В ответ на плач или писк полагалось легким нажатием кнопки покормить тамагочи, сменить ему подгузник или уложить его спать. По задумке изобретателей играющий человек удовлетворял таким образом свою потребность заботиться о беспомощном, беззащитном детеныше. Энтузиазм, с которым люди поначалу принялись „нянчить” своих электронных детишек, угас очень быстро, популярность игрушек сошла на нет. Интуитивно чувствуя фальшь, публика вскоре забросила и перестала покупать „чудо-малышей”. Чем же отличается поведение живого ребенка от ложного алгоритма, заложенного в игрушку: cовсем маленькие детки обычно лишь спят, едят, пачкают подгузники и плачут?

Время открытий

Что мы на самом деле видим, когда держим на руках новорожденного? Ясный взгляд, выражение сосредоточенного внимания на лице, богатую мимику, отражающую весь спектр человеческих эмоций. Мы любуемся улыбкой крохи. Беспокоимся, когда слышим его крики, выражающие боль, гнев, страх. Мы смотрим на маленького человека, а он в это время тоже знакомится с нами, используя те же способы и те же чувства.

Как странно, что вопреки очевидному долгие годы люди повторяли: „Новорожденный в первые дни почти ничего не чувствует”, „Он пока еще нас не слышит”, „Сначала он все видит в перевернутом виде”, „Он плачет, чтобы развивать легкие”, „Его улыбка — это рефлекторное сокращение мышц”. Многие и сейчас верят в это.

К счастью, в последнее время возник серьезный научный интерес к перинатальному периоду развития человека. Множество появившихся исследований, которые опровергают прежние представления о разуме и чувствах новорожденных и подтверждают тот факт, что человек является в этот мир вовсе не примитивным и бесчувственным, имеют значение для каждого из нас.

Не важно, имеем мы отношение к детям или нет, потому что в любом случае эти сведения меняют наши представления о самих себе.

Что они чувствуют

Страшно подумать, что совсем не так давно при хирургических вмешательствах обезболивание новорожденным не полагалось. Считалось, что младенцы не обладают чувствительностью. С появлением аппаратуры для мониторинга импульсов мозга эта позорная страница в истории медицины была закрыта. А вот режим, принятый в роддомах, с тех пор не очень изменился.

Постарайтесь с самого начала обращаться со своим крохой как с равным, только чуть нежнее и бережнее.

Новорожденных встречает резкий свет, слишком низкая температура воздуха и нередко разлука с мамой. С чувствами новорожденного считаться не принято, его эмоциональный комфорт, его достоинство никого особо не заботят. Таких маленьких пока не считают личностями, их права ограниченны. Маленькие дети — последний большой класс людей на земле, сознательно подвергающийся дискриминации. Категорично? Давайте вспомним: чтобы принудительно разлучить пятилетнего ребенка с мамой, обществу требуются очень серьезные основания, официально это можно сделать лишь по решению суда. Новорожденного же часто отправляют в отдельную палату без тени сомнения. С чего бы ему страдать из-за отсутствия матери, он же пока ничего не чувствует?! Часто люди старшего поколения заявляют: „С нами не церемонились, и ничего, все выросли нормальными людьми”. Ни разу не слышала: „Мы выросли счастливыми”. „Нормальными” — и точка. Стереотип, описывающий развитие человеческой личности от простого к сложному, к сожалению, мешает многим медикам, психологам да и родителям осознать, что многие эмоциональные и поведенческие реакции у детей сразу начинаются как сложные. Существует масса убедительных исследований, свидетельствующих о наличии у младенцев не только чувств и эмоций, но и конкретных неоспоримых признаков личности. Крошечное существо вполне по-человечески любит и страдает, радуется и печалится. Не отдавайте кроху в чужие руки в первые часы после рождения, жалейте его, когда он плачет, обнимайте, кормите грудью, прижимайте к себе. И не слушайте, если вам скажут, что ребенка с первых дней надо держать в строгости, а то он сядет родителям на шею. Не сядет! Близкие, человеческие связи обязательно многократно и щедро окупаются.

Что они умеют

Всегда предполагалось, что пройдет немало времени, пока беспомощный кроха сможет сам совершать простейшие физические действия. Покормить новорожденного означало вложить сосок в рот лежащему на спине ребенку и следить, как он глотает молоко.

Если устроить младенца вниз лицом на груди полулежащей мамы, он прекрасно сам найдет дорогу к молочку.

Голодный новорожденный прекрасно умеет находить путь к маминому молоку без особой помощи!

Когда эта восхитительная способность крох находить и добывать молоко была только-только открыта, ее объяснили комплексной работой врожденных рефлексов. Рефлекс опоры и рефлекс спонтанного ползания, помноженные на поисковый и сосательный рефлексы, в сумме дают то, что ребенок совершает сложные действия, двигаясь автоматически. Специалисты не могли прийти к единому мнению лишь по одному вопросу: ребенок определяет, где находится сосок, с помощью зрения или нащупывает путь, используя кожные рецепторы, расположенные на щечках? Чтобы проверить это, детям прикрыли глаза повязкой и ограничили возможность прикасаться к маминой груди лицом. Младенцы нашли грудь чуть медленнее, но так же безошибочно. Они начали ощупывать сосок и прокладывать свой маршрут с помощью целенаправленных движений рук.

Заодно выяснилось, что детки, получив возможность опираться животом на маму, лихо отталкиваются руками, чтобы повыше приподнять голову и разглядеть мамино лицо. Раньше считалось, что в таком раннем возрасте дети неспособны осмысленно и целенаправленно действовать руками.

Положите проголодавшегося ребенка к себе на живот кожа к коже. Поддерживайте спинку, а голову держать не надо, оставьте крохе возможность свободно двигать шеей. Некоторые детки продвигаются к ареоле постепенно, не отрывая щечку от груди, другие высоко поднимают голову и совершают резкий бросок в сторону соска.

Автор: Татьяна Кондрашова, консультант по грудному вскармливанию.

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", декабрь 2011

Вторая часть >>




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ
  1. 8.1.2012 15:55:36   лена

    мне понравилось


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Психомоторное развитие ребенка"