Что слышат, видят и чувствуют новорожденные. Часть 2.

Как они видят

Младенец - что видит и слышитУвы, еще не вышли из обращения учебники для педиатров, где сказано, что новорожденный может различать лишь хаотичные световые пятна. Ученые открыли столько нового о детском зрении, что все прежние представления полностью перечеркнуты. Теперь мы знаем, что новорожденные глядят на мир с интересом первопроходцев, изучая и запоминая то, что они видят.

Выберите момент, когда ваш новорожденный кроха не спит и спокоен. Покажите ему нарисованную черным маркером на белом листе рожицу. Начните медленно двигать рисунок, и вы сможете увидеть, как четко глаза маленького человека преследуют движущуюся цель. Два глаза хорошо скоординированы, визуальные движения целенаправленны. В возрасте четырех дней от рождения к движениям глаз добавятся движения головы, чтобы увеличить угол обзора.

В ходе научных исследований зрительное внимание крохи обычно подтверждается фиксацией движений глаз, расширением зрачков, задержкой дыхания во время визуального поиска. Оказалось, одни объекты нравятся маленьким зрителям больше, другие меньше. Детишки предпочитают извилистые линии, яркие чистые краски, сложные узоры, объемные изображения. Но любимый объект для созерцания — это, несомненно, человеческие лица.

Младенцы, которым через несколько минут после рождения показывали наклеенные в ряд большие женские фотографии, безошибочно находили и начинали разглядывать изображения своих матерей. Как дети определяют мамино фото, пока непонятно, ведь, не имея предшествующего опыта, невозможно сравнивать и выделять индивидуальное из общего ряда.

Попробуйте провести такой эксперимент. Через неделю после родов перед кормлением повяжите косынку до бровей и марлевую повязку. Ребенок высосет молока меньше, чем обычно, будет вести себя беспокойно. А после быстро уснет и проспит дольше обычного, как бы пытаясь ускользнуть от неприятной реальности. Так будет происходить только в том случае, если все эти дни новорожденный находился рядом с мамой.

Оказывается, что наблюдение за мамой для новорожденного крохи может быть источником как радости, так и печали.

Ребенок, которого приносили на кормление из отдельной палаты, отнесется к происходящему более равнодушно. Время сна и количество выпитого молока существенно не изменятся.

Постоянно вглядываясь в мамино лицо, маленький человечек тщательно исследует ее отношение к текущим событиям, учится, как в зеркале, различать отголоски непонятных пока явлений. Он формирует свои ожидания исходя из опыта взрослого человека, который о нем заботится. Таким образом рождается доверие.

Что они слышат

Слышать будущий малыш начинает около восемнадцатой недели беременности. К двадцать восьмой неделе внимательные мамы уже отмечают явный эмоциональный отклик на различные звуки. Многие дети затихают, когда слышат что-то слишком громкое, тревожное, или, наоборот, начинают с энтузиазмом толкаться в ответ на ласковые мамины слова, приятную мелодию знакомой песенки.

Еще не рожденный ребеночек способен не только слышать, но и откликаться доступными ему способами. Так что если мама активно „общалась с животиком”, то к моменту рождения можно уже говорить о вполне налаженном взаимном контакте.

Обычные бытовые звуки, окружающие нас, здоровый новорожденный слышит так же хорошо, как и взрослые. А вот тихие звуковые колебания младенец способен различать даже лучше нас с вами!

Кроха, которому нет и нескольких часов от роду, оказывается, уже вполне опытный „слушатель”. Конечно же, больше всего таким малышам нравится слышать ласковые слова, обращенные к ним, когда источник звука находится прямо перед ними. Но если какой-то звук слева или справа особенно заинтересовал ребенка, он безошибочно повернет головку в нужную сторону и попытается сфокусировать взгляд на источнике шума. Это на вид совсем простое действие возможно лишь при скоординированной работе сразу нескольких сенсорных систем: слуховой, зрительной и двигательной.

Оказывается, очень многие звуки младенец способен не только слышать, но еще и оценивать. Например, звуки плача. В ходе одного из недавних научных экспериментов было очевидно доказано, как новорожденные малыши умеют улавливать разницу между реальным детским плачем и синтезированным с помощью компьютерной программы. Младенцы очень беспокоились, когда слышали настоящий плач, и явно сильно огорчались, если плакал ребенок одного с ними возраста. Трудно понять, как, не имея опыта, дети отличали имитацию от реального голоса сверстника. И еще более удивительно то сочувствие, которое демонстрировали крошечные детки в ходе эксперимента. Такое поведение младенцев натолкнуло исследователей на мысль, что способность к сопереживанию — скорее всего врожденное человеческое качество, а не результат последующего воспитания.

Детишки всего лишь нескольких недель от роду участвовали в эксперименте, где речь человека на экране была озвучена „ошибочно”. Закадровый текст то звучал асинхронно, с замедлением, а то и вовсе не соответствовал движению губ говорившего. Малыши моментально теряли интерес и отворачивались от экрана, как только звук речи и артикуляция говорящего переставали совпадать. Ученые были невероятно удивлены: получается, что младенцы умеют читать по губам?

Еще более интересную закономерность выявили французские исследователи. Младенцы, слушавшие в записи детскую сказку, демонстрировали явные признаки благожелательного интереса и оживления. Когда запись прокручивали в обратном порядке, детишки сразу же начинали беспокоиться и довольно быстро переставали слушать. Все, кроме смысла, оставалось прежним: монотонный, напевный ритм, приятный голос диктора. Как дети отличали осмысленную речь от абракадабры и почему для них важны эти различия, исследователям пока неясно.

Малыши всегда интересуются новыми звуками, а к повторяющимся звукам они довольно быстро привыкают и перестают обращать на них внимание. Попробуйте в течение нескольких минут повторять вашему малышу любой слог. Например, „фи”. А теперь „ошибитесь” и с той же интонацией произнесите: „фе”. Вы будете вознаграждены быстрым поворотом головки крохи в вашу сторону и его сосредоточенным, заинтересованным взглядом. Разница между этими двумя фонемами едва различима даже для уха взрослого человека. Оказывается, грудные младенцы различают тончайшие нюансы неродных языков гораздо лучше, чем мы, взрослые! Эта уникальная способность начинает постепенно снижаться после шестимесячного возраста и к трем годам практически нивелируется.

Ученые видят прямую связь между такой высокой лингвистической восприимчивостью и легкостью, с которой маленькие детки осваивают иностранные языки в довольно раннем возрасте. И еще это означает, что мы можем разговаривать с нашими грудными детьми просто, по-человечески. Не надо произносить слова громко, медленно и с выражением. Оставайтесь собой, вас непременно поймут!

Автор: Татьяна Кондрашова, консультант по грудному вскармливанию.

В статье использованы материалы из книги D. Chamberlain The Mind for Your Newborn Baby.

Источник: Журнал "Лиза. Мой ребенок", декабрь 2011




Оцените данную статью по 10 бальной шкале:

совсем не интересно
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
очень интересно
Реклама

    КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:




Прокрутить

Новое на сайте


Всё для мам


Календари и калькуляторы



Материалы раздела "Психомоторное развитие ребенка"