Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Как же лучше развивать мелкую моторику?
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
-
хватание: ребенок учится захватывать предмет.
-
соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета.
-
подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук.
Начинаем с самомассажа
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Теневой театр
Предлагаемые фигуры:
"Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")
"Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",
"Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ходит"
и другие фигуры.
Пальчиковые игры.
На одном из занятий познакомим ребенка с пальчиками:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
- Да, это пальцы.
- А почему ты догадался?
- Почему пальцы "родными братьями" называют?
- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
- Покажи пальчики правой (левой) руки.
- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
- Ты знаешь как этот (показываем большой) палец называется?
- Как ты думаешь, почему он так называется, большим?
- А давай спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
- Возьмите со стола карандаш (ребенок делает попытку взять карандаш).
- Представь, что это не карандаш, а ложка, приготовься к еде.
- Видишь, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:
- Здравствуй, большак!
- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!
- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик, малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
- Отгадай загадку. Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.
О.Дриз.
Занятия по мелкой моторике необходимо проводить 2 раза в неделю, а также 2 раза в неделю заниматься лепкой и рисованием.
Веселых вам занятий!
Автор: Панкратова Людмила, воспитатель
Источник: Фестиваль педагогических идей
- Добавлена: 22.01.2016
- Оценка: 0.0/10 (289)
Оцените данную статью по 10 бальной шкале:
-
КОММЕНТАРИИ